Стадии развития речи ребёнка
1 (От рождения до 8 недель). Рефлекторные звуки.
2(От 8-ми до 20 недель). Появляются гуление и смех. В гулении преобладают гласные звуки. Но к концу 2-й стадии появляются и согласные. Звуки гуления произносятся на выдохе, то есть идёт своеобразная тренировка речевого дыхания. На этой стадии появляется и первый смех.
Через 20-30 минут после пробуждения можно несколько раз эмоционально, с изменением громкости и высоты голоса, повторить имя ребёнка или короткие рифмованные строки.
3 (От 16-20-ти до 30 недель). Появление лепета. Малыш начинает произносить сочетания согласных с гласными (ба-а, ма-а, та-а и т.п.).
4
|
5
|
(От 9-ти до 18 месяцев). Лепетные звуки отличаются разнообразием. У одних детей эта стадия короткая, и они сразу начинают произносить слоги, у других этот период затягивается, и ребёнок для выражения своего состояния и переживаний использует «псевдослова», не имеющие определённого значения.
Малыш интенсивно начинает понимать обращенную речь, устанавливает и поддерживает контакт со взрослым посредством игрушек, ярких предметов. Избирательно относится к предметам, предлагаемым взрослыми, но реакция на новый предмет всегда ярко выражена.
6 (2 года). Малыш показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов, понимает и правильно выполняет двухэтапные фразы («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения (я, ты, мне), предложения строит из двух слов. Ребёнок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з,' ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
7 (2 года 6 месяцев). Повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Кроха понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.
8 (3 года). Словарный запас ребенка 'составляет 250-700 слов, он говорит предложения из пяти-восьми слов, употребляет в предложении простые предлоги и союзы (потому что, если, когда), множественное число существительных и глаголов. Малыш называет своё имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи листок под кубик», «положи мяч в корзину». Ребёнок воспринимает на слух короткие рассказы и сказки с картинками и без них, задаёт вопросы о значении слов.
Способствуют развитию речи
• Ранний отказ от пустышки.
• Переход к твёрдой пище (для правильно го формирования челюсти и уклада языка).
• Эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающеесядвижением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).
• Развитие общей и кистевой моторики(центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать
|
рука — раздражение в мозге затронет центр речи,
простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы
работал весь плечевой пояс.
• Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.
|
Недостаток общения может значительно задержать развитие речи.
à Если ребёнок не использует фразовую речь к 30 месяцам жизни, родители должны обязательно консультироваться с учителем-дефектологом.
à Логопедическая гимнастика для детей в возрасте до трёх лет не рекомендуется — в этот период идёт формирование органов артикуляции.
Консультация подготовлена учителем-дефектологом
Консультация подготовлена учителем-дефектологом
Грудько Майей Георгиевной
Комментариев нет:
Отправить комментарий