Стадии развития речи ребёнка


Стадии развития речи ребёнка
1 (От рождения до 8 недель). Реф­лекторные звуки.
2(От 8-ми до 20 недель). По­являются гуление и смех. В гу­лении преобладают гласные звуки. Но к концу 2-й стадии появляются и согласные. Звуки гуления произно­сятся на выдохе, то есть идёт свое­образная тренировка речевого ды­хания. На этой стадии появляется и первый смех.
Через 20-30 минут после пробуж­дения можно несколько раз эмоцио­нально, с изменением громкости и высоты голоса, повторить имя ребён­ка или короткие рифмованные строки.
3 (От 16-20-ти до 30 недель). Появ­ление лепета. Малыш начинает про­износить сочетания согласных с гласны­ми (ба-а, ма-а, та-а и т.п.).
4
 (От 20-30-ти до 50 недель). «Рас­цвет» лепета. Ребёнок повторяет два одинаковых слога (ба-ба, да-да, па­па, ма-ма). Кроха лепечет при общении со взрослыми, повторяет за ними. В этот период можно развивать подражатель­ную деятельность играми «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку» и др.
5
   (От 9-ти до 18 месяцев). Лепетные звуки отличаются разнообра­зием. У одних детей эта стадия корот­кая, и они сразу начинают произносить слоги, у других этот период затягива­ется, и ребёнок для выражения своего состояния и переживаний использует «псевдослова», не имеющие опреде­лённого значения.
Малыш интенсивно начинает пони­мать обращенную речь, устанавливает и поддерживает контакт со взрослым по­средством игрушек, ярких предметов. Избирательно относится к предметам, предлагаемым взрослыми, но реакция на новый предмет всегда ярко выражена.
6  (2 года). Малыш показывает пять частей тела, имеет словарный за­пас минимум 50 слов, понимает и пра­вильно выполняет двухэтапные фра­зы («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения (я, ты, мне), предложения строит из двух слов. Ребёнок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з,' ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
7 (2 года 6 месяцев). Повторяет две цифры в правильной после­довательности, имеет понятие «один». Кроха понимает обозначение дей­ствий в разных ситуациях («покажи, кто спит»), значение предлогов в при­вычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.
8 (3 года). Словарный запас ребенка 'составляет 250-700 слов, он гово­рит предложения из пяти-восьми слов, употребляет в предложении простые предлоги и союзы (потому что, если, когда), множественное число суще­ствительных и глаголов. Малыш назы­вает своё имя, пол и возраст; понима­ет значение простых предлогов — вы­полняет задания типа «положи листок под кубик», «положи мяч в корзину». Ре­бёнок воспринимает на слух короткие рассказы и сказки с картинками и без них, задаёт вопросы о значении слов.
Способствуют развитию речи
  Ранний отказ от пустышки.
 Переход к твёрдой пище (для правильно­           го формирования челюсти и уклада языка).
 Эмоциональное пересказывание ска­зокобязательно сопровождающеесядвижением (как зайка прыгаеткак ли­сичка крадётсякак ёжик пыхтит и т.п.).
  Развитие общей и кистевой моторики(центры речи и движения руки располо­жены в коре мозга рядомбудет работать

рука  раздражение в мозге затронет центр речи
простимулирует его работу); игры с мячомчтобы 
работал весь пле­чевой пояс.
 Рисование на вертикальной поверхно­сти (рулон обоев на дверьдвумя руками одновременночтобы стимулировать ра­боту обоих полушарийРисовать и ком­ментироватьнапример«мы рисуем до­ждикКап-кап-кап» и тд.

Недостаток обще­ния может значитель­но задержать разви­тие речи.
à  Если ребёнок не использует фразо­вую речь к 30 меся­цам жизни, родители должны обязательно консультироваться с учителем-дефектологом.
à  Логопедическая гимнастика для де­тей в возрасте до трёх лет не рекомен­дуется — в этот пе­риод идёт формиро­вание органов арти­куляции.

Консультация подготовлена учителем-дефектологом 

Грудько Майей Георгиевной

Комментариев нет:

Отправить комментарий