«Аутичность — (от греческого — сам) — обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний».
Обычно выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно
ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.
В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и
социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого раз вития, однако следует отметить,
что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики:
интеллектуале ной и
эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания памяти, речи.
Несмотря на общность нарушений в психической сфере аутизм проявляется в разных формах. В книге О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг «Аутичный ребенок пути помощи» (М., 1997) приведены примеры различный подходов к классификации аутичных детей. Так, английский исследователь доктор Л.Винг разделила таких детей по их возможностям вступления в социальный контакт на «одиноких» (не вовлекающихся в общение), «пассивных» и «активных-но-нелепых». По ее мнению, прогноз социальном адаптации наиболее благоприятен для группы «пассивных детей. Авторы книги предлагают в качестве основания классификации вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него и выделяют четыре основных формы проявления аутизма.
Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг.
Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой,
однако для них
характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение
сложившегося жесткого жизненного
стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка,
поэтому наиболее остро
их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым выйти за границы
домашней жизни, общаться
с новыми людьми. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они
могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, жестко
связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль.
Захваченность артистическими интересами. Дети этой группы отличаются
конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень
«речевые» дети, они обладают
большим словарным запасом, однако они говорят сложными, «книжными» фразами, их
речь производит неестественно
взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не
чувствуют подтекста
ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.
Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы
— недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь
бедна и аграмматична, они могут
теряться в простейших социальных
ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.
По статистике глубокий аутизм встречается только у
одного ребенка из
тысячи. В повседневной практике, в детском саду или в школе, мы, как правило,
сталкиваемся с детьми,
имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм
встречается в 4—5 раз чаще, чем среди
девочек.
Причины
возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного
развития и истощающие болезни
раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются
нарушения
биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами.
МИФЫ ОБ АУТИЗМЕ:
Миф 1: Во всем виноваты родители. Факт: Иногда от незнания люди считают, что аутизм обусловлен плохим обращением родителей с ребенком, отсутствием должного воспитания или является следствием нездорового образа жизни матери (мама во время беременности пила и курила). Но действительность такова, что ребенок с аутизмом может родиться в любой семье, у любой матери, а раннее нарушение отношений между родителем и ребенком не может вызвать аутизм.
Миф 2: Люди с аутизмом агрессивны. Факт: Агрессия не входит в диагностические критерии аутизма. Просто некоторым детям с аутизмом труднее выражать и регулировать свои эмоции, если у них нет средств коммуникации. У такого ребенка может быть повышенная чувствительность к определенным звукам, запахам, тактильным ощущениям, он может кричать, если ему некомфортно или если он хочет что-то сказать, но не может это сделать социально приемлемым способом. Поведенческие программы помогают справиться с такого рода проявлениями.
Миф 3: Если человек с аутизмом не пользуется речью, то у него низкий уровень интеллекта. Факт: У некоторых людей с аутизмом проблемы с устной речью, и они используют для общения средства дополнительной или альтернативной коммуникации (картинки, написанные слова, устройства с голосовым выходом). Некоторые люди с аутизмом используют речь в одних ситуациях (например, дома, со знакомыми людьми), но не используют в других (школа, общественные места). Это отражает их трудности в коммуникации и социальных навыках, но не связано с уровнем их интеллекта.
Миф 4: Аутизм можно вылечить, если очень постараться. Факт: Аутизм– это нарушение в развитии, с которым человек рождается и живет всю жизнь. Диагностическими критериями аутизма являются трудности с социальной коммуникацией и ограниченное повторяющееся поведение. У некоторых детей с аутизмом наблюдается существенная задержка или отсутствие речи. Аутизмом нельзя заразиться, но и лекарств, способных повлиять на ключевые дефициты аутизма, пока нет. Лучшее лекарство – Ваша доброта.
Миф 5: Людей с аутизмом очень мало. Факт: Центры по контролю и профилактике заболеваний США опубликовали в 2020 году новую статистику по аутизму. Аутизм встречается у каждого 36- го ребенка. Но даже если бы мы не признавали американскую статистику, то официальные цифры Всемирной организации здравоохранения – 1 на 100, что в любом случае выводит аутизм в число самых распространенных нарушений развития: аутизм встречается чаще, чем синдром Дауна, церебральный паралич и рак, вместе взятые.
Миф 6: Дети с аутизмом не хотят общаться с другими детьми. Факт: Ребенок с аутизмом хочет играть и дружить. Просто он не всегда знает, как это делать. Для этого нужна помощь специалистов и сверстников.
Миф 7: Дети с аутизмом гениальны. Факт: Бытует два совершенно противоположных мнения. Первое - дети с аутизмом обязательно в чем-то гениальны. Второе – дети с аутизмом не способны к обучению. На деле каждый случай индивидуален, уровень развития таких детей зависит от множества факторов, как и у обычных детей.
Миф 8: Аутизм — болезнь, которую нужно лечить Факт: Аутизм – это не болезнь, а нарушение развития, связанное с особенностями работы центральной нервной системы. Не существует «таблетки от аутизма». И все же это не означает, что такому человеку нельзя помочь. При помощи педагогической коррекции можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире.
Миф 9: Людей с аутизмом очень мало. Факт: Согласно современным данным, аутизм встречается у каждого 36-го ребенка. Это свежие данные, которые были опубликованы в США в 2023 году. Похожие результаты были получены и в других странах, например, в Китае, Южной Корее, Австралии, Великобритании. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) придерживается несколько более консервативных оценок — 1 на 100. Но даже в таком случае аутизм является одним из самых распространенных нарушений развития. Так, расстройство аутистического спектра (РАС) встречается чаще, чем синдром Дауна, церебральный паралич и рак вместе взятые.
Миф 10: Аутизм — это просто «модный» диагноз, — сейчас многие люди считают, что у них есть проявления расстройство аутистического спектра (РАС) Факт: Диагноз РАС предполагает наличие у человека трудностей в разных областях жизни (общение, поддержание отношений, социализация/соблюдение социальных норм и т.д.) в течение длительного времени. Это серьезный диагноз, который остается с человеком всю жизнь и значительно влияет на социальное функционирование. Он не дает никаких привилегий, тем более социальных, для того чтобы считаться «модным».
Миф 11: «Холодные матери». Факт: «Холодные матери» — теория, согласно которой причиной появления аутизма у ребенка является недостаток материнского тепла. Она была выдвинута Бруно Беттельхеймом после Второй мировой войны. Это серьезное заблуждение, которое было полностью опровергнуто многочисленными исследованиями еще в 1970-е годы.
Миф 12: Все люди с аутизмом имеют интеллектуальные нарушения. Факт: Люди с аутизмом очень разные. Это целый спектр расстройств, а значит, и разный уровень выраженности трудностей, связанных с социальной коммуникацией и социальным взаимодействием, а также повторяющимся поведением и особенностями обработки информации. Согласно современным исследованиям, более чем у половины людей с аутизмом нет проблем с интеллектом. У одних людей есть выдающиеся способности, они успешно работают и адаптируются, а у других — выраженные трудности с бытовыми навыками, коммуникацией, обучением и многим другим. В целом интеллектуальные нарушения не входят в диагностические критерии аутизма. Это два разных расстройства.
Миф 13: Детям с аутизмом лучше обучаться в специализированных закрытых учреждениях. Факт: Исследования показывают, что обучение в среде сверстников помогает детям с аутизмом в развитии социальных навыков, а также является предиктором более успешного трудоустройства во взрослом возрасте. Важно помнить, что закон об образовании дает возможность всем детям, вне зависимости от уровня их способностей или существующих диагнозов, учиться в школе. То есть у родителей есть право выбирать, какой будет эта школа, а задача школы — предоставить ребенку программу обучения в соответствии с его образовательными потребностями и специальные условия, которые будут отвечать комфортному обучению всех детей.
Литература:
1. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.: ил. — (Коррекционная.педагогика).
2. Тео Питерс, АУТИЗМ: от теоретического понимания к педогогическому воздействию. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999, — 192 с.
3. Как организовать инелюзию в детском саду: Опыт участников проектов Фонда "Обнаженные сердца". - М.: АЛЬПИНА ПРО, 2022.-222с.
Консультацию подготовила учитель-дефектолог Грудько М.Г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий