Игровые приёмы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков
В период автоматизации и
дифференциации поставленных звуков можно использовать различные игры. Все игры
изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь
приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым
другим звуком.
1. “Построй домик”.
Материал: предметные картинки на
прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для
какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” -
построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок
которых слышится звук “Л”.
2. “Собери цветочек”.
Цель игры: закреплять правильное
произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную
память.
Материал: предметные картинки на цветных
лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая
лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, взрослый
предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой
стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки
были на перевернутых лепестках.
3. “Солнышко”.
Цель игры: закреплять правильное
произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой
анализ слова.
Материал: предметные картинки на
прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход игры: взрослый предлагает ребенку
собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится
заданный звук.
4. “Собери яблочки”.
Цель игры: закреплять умение
дифференцировать звуки, развивать мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на яблоках
из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход игры: взрослый рассказывает, что ветер
раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В
корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком
“З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре
можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д.
5. “Украсим ёлочку”.
Цель игры: автоматизация поставленного
звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
Материал: силуэт ёлочки, на которой с
помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из
тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.
Ход занятия: взрослый предлагает ребенку
украсить ёлочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком,
прикрепляя шары с помощью петельки к ёлочке. Когда задание выполнено, взрослый
просит ребёнка составить предложения про самые красивые шары.
6. “Напои куклу чаем”.
Цель игры: автоматизация поставленного
звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.
Материал: предметные картинки, наклеенные
на чашки из цветного картона, кукла.
Ход игры: взрослый знакомит ребенка с
куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай
только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”.
Среди множества чашек взрослый просит найти те, на которых есть такие картинки.
7. “Кукла наряжается”.
Цель игры: автоматизация поставленных
звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.
Материал: бумажная кукла, предметные
картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход игры: перед детьми раскладываются
платья, взрослый предлагает детям нарядить куклу только в те платья, на которых
есть картинка с заданным звуком.
8. “Украсим комнату флажками”.
Цель игры: автоматизация поставленных
звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие
зрительной памяти.
Материал: натянутая верёвочка, предметные
картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры: взрослый говорит ребёнку, что
скоро праздник. В честь праздника предлагает украсить комнату флажками с
картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание
выполнено, взрослый просит ребёнка отвернуться и по памяти назвать картинки на
флажках.
9. “Собери бусы”.
Цель игры: автоматизация поставленного
звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: длинный шнурок, предметные
картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с
помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: взрослый предлагает детям
собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным
звуком.
10. “Сложи пирамидку”.
Цель игры: автоматизация поставленного
звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия,
мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные
на разноцветные
колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку
сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена
картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам,
отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой
разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.
11. “Весёлые матрёшки”.
Цель игры: автоматизация поставленного
звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия,
мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные
на матрёшек разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку
построить матрёшек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с
заданным звуком.
12. “Сложи снежинку”.
Цель игры: автоматизация поставленного
звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия,
мышления.
Материал: нарисованный образец снежинки,
предметные картинки, наклеенные на части снежинки.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку
внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических
фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии
картинок которых слышится заданный звук.
Материал подготовила учитель-дефектолог Грудько М. Г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий