Игровые приёмы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков

В период автоматизации и дифференциации поставленных звуков можно использовать различные игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком.

1. “Построй домик”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

2. “Собери цветочек”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

3. “Солнышко”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход игры: взрослый предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук.

4. “Собери яблочки”.

Цель игры: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход игры: взрослый рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д.

5. “Украсим ёлочку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
Материал: силуэт ёлочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.
Ход занятия: взрослый предлагает ребенку украсить ёлочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к ёлочке. Когда задание выполнено, взрослый просит ребёнка составить предложения про самые красивые шары.

6. “Напои куклу чаем”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.
Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.
Ход игры: взрослый знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек взрослый просит найти те, на которых есть такие картинки.

7. “Кукла наряжается”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.
Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход игры: перед детьми раскладываются платья, взрослый предлагает детям нарядить куклу только в те платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

8. “Украсим комнату флажками”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал: натянутая верёвочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры: взрослый говорит ребёнку, что скоро праздник. В честь праздника предлагает украсить комнату флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, взрослый просит ребёнка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

9. “Собери бусы”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: взрослый предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

10. “Сложи пирамидку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные
колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

11. “Весёлые матрёшки”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на матрёшек разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрёшек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

12. “Сложи снежинку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

Материал подготовила учитель-дефектолог Грудько М. Г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий