Почему у ребенка возникло
нарушение речи?
Причины речевых нарушений разнообразны. Что вызвало
нарушение речи в конкретном случае, определит точно только врач невропатолог,
ортадонт, логопед.
Под причиной
нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего
фактора, или их взаимодействия, которые определяют специфику расстройства речи.
В специальной литературе выделяют биологические
и социальные причины. Рассмотрим подробнее каждую группу.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.
Чаще всего связаны с
нарушением центральной нервной системы (ЦНС). К ним относятся поражения мозга
во внутриутробном развитии (во время вынашивания плода), во время родов и в
первые годы жизни.
·
Гипоксия плода,
т.ё. недостаток кислорода;
·
Многоводие во
время беременности;
·
Анемия матери при
беременности (малокровие);
·
Обвитие пуповиной
плода;
·
Затяжные или
стремительные роды, родовспоможение
(выдавливание плода);
·
Наследственная
предрасположенность;
·
Сильный токсикоз
во время беременности;
·
Инфекционные и
хронические заболевания матери;
·
Интоксикации
(алкоголь, курение) матери во время
беременности;
·
Несовместимость
крови матери и ребёнка;
·
Сниженный слух у
ребёнка;
·
Инфекционные заболевания
в первые годы жизни, (менингит, ангина, ОРЗ, краснуха) травмы головы;
·
Нарушение в
строении артикуляционного аппарата (неправильный прикус, короткая подъязычная
уздечка, широкий, толстый язык и т.д.)
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ.
Это неблагоприятное
влияние окружающей среды. К таким факторам относят следующие:
·
Недостаточное
внимание к ребенку, он является заброшенным (мать не разговаривает с ребёнком,
не ласкает его);
·
«Сюсюканье» с
ребёнком, т.ё. неправильное произношение слов (пойдем гули-гули, вот би-би и
т.п.);
·
Повторение
ребенком неправильной речи (если в семье есть родственник с дефектами речи,
например, заикание).
·
Ограничение в
общении с детской группой и др.
Чем раньше будет выявлено речевое недоразвитие
ребёнка, тем легче и эффективней будет коррекционная работа. Как правило,
нарушения устной речи в дошкольном
возрасте влияют на усвоение чтения и письма в школьном возрасте и на адаптацию
ребёнка в целом.
Уже в раннем
возрасте маме необходимо обращать внимание на речевое развитие ребёнка.
Можно
определить следующие признаки благополучного и неблагополучного развития
ребёнка.
Признаки благополучного развития речи у
ребенка:
· Физическое
развитие ребенка соответствует возрасту.
· У ребенка нет
никаких неврологических заболеваний.
·
Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
· Ребенок охотно
повторяет за вами все, что слышит.
· Ребенок
активно решает свои проблемы с помощью речи.
· Ребенок
вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного
развития речи у ребенка:
· Ребенок
развивается с задержкой.
· Ребенок перенес
тяжелые заболевания.
· У ребенка есть
неврологические заболевания.
· Ребенок
неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
· Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или
«Скажи это еще раз»,
он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
· Он предпочитает решать свои проблемы
самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
· Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то.
Он говорит на одном ему понятном языке.
На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
· Речь ребенка
значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Используемая литература:
1. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: «Владос», 2002. – 680с.
2. Воспитание и развитие детей раннего возраста / В.В. Гербовой, Г.М.
Ляминой и др. – М.: «Просвещение», 1984. - 224с.
3. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. Екатеринбург: Изд - во ЛИТУР, 2005. – 320с.
4. Краузе Е.Н. Логопедия.- 2 изд. испр. – СПб.: Учитель и ученик,
Корона Аринт, 2003. - 208с.
5. Кузнецов Л.В. Основы специальной психологии. – М.: «Академия», 2003.
- 480с.
Подготовила учитель-дефектолог Грудько М. Г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий