Почему у ребенка возникло 
нарушение речи?

Причины речевых нарушений разнообразны. Что вызвало нарушение речи в конкретном случае, определит точно только врач невропатолог, ортадонт, логопед.
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего фактора, или их взаимодействия, которые определяют специфику расстройства речи.
В специальной литературе выделяют биологические и социальные причины. Рассмотрим подробнее каждую группу.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.
Чаще всего связаны с нарушением центральной нервной системы (ЦНС). К ним относятся поражения мозга во внутриутробном развитии (во время вынашивания плода), во время родов и в первые годы жизни.
·        Гипоксия плода, т.ё. недостаток кислорода;
·        Многоводие во время беременности;
·        Анемия матери при беременности (малокровие);
·        Обвитие пуповиной плода;
·        Затяжные или стремительные  роды, родовспоможение (выдавливание плода);
·        Наследственная предрасположенность;
·        Сильный токсикоз во время беременности;
·        Инфекционные и хронические заболевания матери;
·        Интоксикации (алкоголь, курение)  матери во время беременности;
·        Несовместимость крови матери и ребёнка;
·        Сниженный слух у ребёнка;
·        Инфекционные заболевания в первые годы жизни, (менингит, ангина, ОРЗ, краснуха) травмы головы;
·        Нарушение в строении артикуляционного аппарата (неправильный прикус, короткая подъязычная уздечка, широкий, толстый язык и т.д.)

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ.
Это неблагоприятное влияние окружающей среды. К таким факторам относят следующие:
·        Недостаточное внимание к ребенку, он является заброшенным (мать не разговаривает с ребёнком, не ласкает его);
·        «Сюсюканье» с ребёнком, т.ё. неправильное произношение слов (пойдем гули-гули, вот би-би и т.п.);
·        Повторение ребенком неправильной речи (если в семье есть родственник с дефектами речи, например, заикание).
·        Ограничение в общении с детской группой и др.
Чем раньше будет выявлено речевое недоразвитие ребёнка, тем легче и эффективней будет коррекционная работа. Как правило, нарушения устной речи в  дошкольном возрасте влияют на усвоение чтения и письма в школьном возрасте и на адаптацию ребёнка  в целом.
 Уже в раннем возрасте маме необходимо обращать внимание на речевое развитие ребёнка.
Можно определить следующие признаки благополучного и неблагополучного развития ребёнка.

Признаки благополучного развития речи у ребенка:

·  Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
·  У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
·  Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стес­няется разговаривать с незнакомыми людьми.
·  Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
·  Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
·  Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:

·    Ребенок развивается с задержкой.
·    Ребенок перенес тяжелые заболевания.
·   У ребенка есть неврологические заболевания.
·   Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
·   Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
·   Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
·   Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одном ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
·   Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Используемая литература:
1. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: «Владос», 2002. – 680с.
2. Воспитание и развитие детей раннего возраста / В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой и др. – М.: «Просвещение», 1984. - 224с.
3. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Изд - во ЛИТУР, 2005. – 320с.
4. Краузе Е.Н. Логопедия.- 2 изд. испр. – СПб.: Учитель и ученик, Корона Аринт, 2003. - 208с.
5. Кузнецов Л.В. Основы специальной психологии. – М.: «Академия», 2003. - 480с.
Подготовила учитель-дефектолог Грудько М. Г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий