Игры, развивающие речевое дыхание


Игры, развивающие речевое дыхание


Уважаемые родители! Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи. Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

1.Упражнения проводятся 2-3 минуты. Упражнения необходимо проводить плавно под счет, в проветренном помещении.
2. На первых этапах рекомендуется проводить гимнастику в положении ребенка лежа на спине. Для этого можно положить на живот (в области диафрагмы) ребенку какую-либо игрушку.
3. Не фиксируйте внимание ребенка на процессе вдоха и выдоха, не говорите ребенку "вдохни сильнее".
4. Следите за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не ощущал движения межреберных мышц и мышц нижней части живота.
5. Необходимо следить за тем, чтобы дутье было легким, без напряжения и излишних усилий.
6. При выполнении упражнений следите за тем, чтобы дети не надували щеки.


УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

ЧЕЙ ОДУВАНЧИК УЛЕТИТ ДАЛЬШЕ?

Цель: развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Ход игры: Занятия проводятся на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчики. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3 – 4 раза.
ВОДИЧКА

Цель: Развитие речевого дыхания (произнесения звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука «С».
Материал: Кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.
Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода («С-с-с»). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!                   (Русская народная песня)
Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3 – 4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т. е. произносит звук «С» протяжно.

ПУЗЫРЬ

Цель: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
Ход игры: Играют несколько человек.  Они становятся тесным кругом и надувают «пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один).
При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою «трубочку». Так повторяется 3 – 4 раза.
Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся!»
Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения  рук и говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру и произносят звук «т-с-с-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.
СНЕЖИНКИ

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты.
Ход игры: Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочки ваты), и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?»
Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.
ВЕТЕРОК

Цель: Развитие речевого дыхания, а также закрепление у ребенка понятия об основных цветах.
Материал: Три бумажных султанчика красного, желтого и зеленого цвета. (К палочкам длиной 13 – 15 см приклеить или привязать 6 – 7 полосок тонкой цветной бумаги. Длина полоски 4 – 5 см, шириной 0,5 см).
Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что султанчики ¾ это деревья с листьями, и задает вопросы, на которые малыш отвечает:
¾ Какого цвета листья на дереве?
¾ Зеленого.
¾ А на этом дереве,  какие листочки?
¾ Желтые.
¾ На третьем дереве,  какого цвета листочки?
¾ Красные.
Взрослый дует на «листочки», показывая ребенку, как они шелестят, и предлагает ему подуть на султанчики. Еще раз повторяет вопрос, какого цвета султанчик, и проверяет, правильно ли ребенок держит султанчик перед собой.  (Расстояние от «листочков» до  губ ребенка должно быть около 8 – 10 см.)
Ребенок дует на султанчики, отдыхает и дует снова. Затем взрослый предлагает  посмотреть и послушать, как шелестят «на деревьях» красные, желтые и зеленые листочки. При этом он следит, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул долго (больше секунды), не добирал воздуха, плавно выдыхал, не поднимая плеч. Если ребенок выдыхает слабо, игру повторяют еще раз.
В конце занятия взрослый и ребенок одновременно дуют на листочки, и взрослый еще раз спрашивает, какого цвета листочки «на деревьях».
Затем султанчики убирают и читают потешку:
Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок!
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок!


ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.
Материал: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листочки, ведерко или ваза, где стоят листья.
Ход игры: Взрослый говорит, показывая ребенку ведерко: «Смотри, ведерко! А что в ведерке? Листья. Вот какие они красивые! Какие у нас листья?» Ребенок отвечает: «Очень красивые листья!»
Взрослый произносит с ребенком эту фразу несколько раз, следя за тем, чтобы ребенок произносил ее выразительно.
«Листья, которые мы собрали, ¾ продолжает взрослый, ¾ упали с дерева. Подул ветер и сорвал их с дерева. Они закружились и опустились на землю. Сейчас я дам тебе красивые желтые листочки, а ты сделаешь ветерок, и твои листочки будут кружиться в воздухе». Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.
Упражнение повторяется 2 – 3 раза.
ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха. Активизация мышц губ.
Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Ход игры: Двух птичек ставят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц, а остальные следят, чья птичка дальше улетит (проскользит к противоположному краю стола).
Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на бумажных птичек. Ребенка предупреждают, что передвигать фигурку можно только на одном выдохе, а дуть несколько раз подряд нельзя. После этого дети проверяют, у кого птичка улетела дальше всех, и продолжают игру. Малыши не должны сильно напрягаться.
БАБОЧКА, ЛЕТИ!

Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Материал: Две – три бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50 см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга; шнур натянут между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.).
Ход игры: Ребенок сидит на стуле, а взрослый рассказывает: «Посмотри, какие красивые бабочки: красная, желтая, голубая. Как их много. Они как живые! Посмотрим, могут ли наши бабочки летать? (Дует на бабочек.) Смотри, полетели! Попробуй и ты подуть! Какая бабочка улетела дальше?»
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть ребенок должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
ПОДУЙ НА ШАРИК
ПОДУЙ НА ВЕРТУШКУ
ПОДУЙ В РОЖОК

Материал: Воздушный шарик, вертушка, рожок.
Ход игры: На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на столе кладут вертушки и рожок. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить свои действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, а ребенок подражает этим действиям.
ПТИЦЕФЕРМА
Цель: Развитие речевого дыхания, обучение ребенка на одном выдохе произносить 3 – 4 слога.
Материал: Игрушечные утка, гусь, цыпленок, петух.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушки и 3 – 4 раза подряд воспроизводит их «голоса». (Показывает, как крякает утка, как кукарекает петух, как кудахчет курица и т.д.) Затем игрушки убирают, и взрослый говорит: «Пошли мы с тобой на птичий двор, а навстречу нам (показывает курицу) идет курочка.  Как она поздоровается с нами?» Ребенок отвечает: «Ко-ко-ко, куд-куда, куд-куда!»
Аналогичные вопросы задаются обо всех птицах, а ребенок старается воспроизвести их голоса.

Консультация подготовлена учителем-дефектологом Грудько Майей Георгиевной
Смотрите также:
Почему у ребенка возникло нарушение речи?
Особенности развития речи ребенка
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий