Автоматизация звука Р в слогах, словах

Автоматизация звука Р в слогах, словах

Положение органов артикуляционного аппарата при правиль­ном произнесении звука [р]:
ГУБЫ разомкнуты и принимают положение следующего глас­ного звука.
ЗУБЫ находятся на расстоянии 4—5 мм.
Кончик ЯЗЫКА поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Передняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
МЯГКОЕ НЁБО поднято и закрывает проход в нос.
ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ разомкнуты, колеблются.
ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ проходит посередине.Положение органов артикуляционного аппарата при правиль­ном произнесении звука [р]:
ГУБЫ разомкнуты и принимают положение следующего глас­ного звука.
ЗУБЫ находятся на расстоянии 4—5 мм.
Кончик ЯЗЫКА поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Передняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
МЯГКОЕ НЁБО поднято и закрывает проход в нос.
ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ разомкнуты, колеблются.

ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ проходит посередине.



Автоматизация звука [р] в слогах
Цель: вырабатывать умение четко произносить звук в пря­мых, обратных слогах и слогах со стечением согласных.
1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение слогов со звуком [р]:
а)    прямых слогов и слоговых рядов:
ра-ра-ра                        ра-ро-ра       ра-ры-ра
ро-роро                        ро-ра-ро       ру-ра-ру
ру-ру-ру                       ру-ры-ру      ры-ро-ры
ры-ры-ры                      ры-ру-ры      ру-ро-ру
б)    обратных слогов и слоговых рядов:
ар-ар-ар         ир-ир-ир      ар-ор-ар     ир-ер-ир
ор-ор-ор        ер-ер-ер       ор-ар-ор     ер-ир-ер
ур-ур-ур        ёр-ёр-ёр      ур-ыр-ур     ёр-ер-ёр
ыр-ыр-ыр       яр-яр-яр    ыр-ур-ыр     яр-юр-яр
юр-юр-юр                                               юр-яр-юр
в) слогов со стечениями согласных и слоговых рядов:
тра-тро-тру-тры рта-рто-рту-рты
дра-дродру-дры                  атр-отр-утр-ытр
кра-кро-кру-кры                  арт-орт-урт-ырт
гра-гро-гру-гры                   адр-одр-удр-ыдр
вра-вро-вру-вры                  рда-рдо-рду-рды
пра-про-пру-пры                 здра-здро-здру-здры
фра-фро-фру-фры               аздр-оздр-уздр-ыздр
здар-здор-здур-здыр
рка-рко-рку-ркы акр-окр-укр-ыкр апр-опр-упр-ыпр арп-орп-урп-ырп рпа-рпо-рпу-рпы абр-обр-убр-ыбр

2.     Упражнение «Закончи слово».
Добавь слог ра в конце слова.
И... (ра), иг... (ра), то... (ра), но... (ра), па... (ра), ды... (ра), фа... (ра), ко... (ра), аст... (ра), люст... (ра), завт... (ра), ссо... (ра).
Добавь слог ры в конце слова.
Ша... (ры), го... (ры), па... (ры), но... (ры), иг... (ры), ды... (ры), фа... (ры), аст... (ры), люст... (ры), кад... (ры), тиг... (ры), боб... (ры).

3.     Упражнение в добавлении последнего слога в слове.
Ра-ра-ра — начинается кг..(ра).
Ры-ры-ры — у мальчика ш&..(ры). Ро-ро-ро — у нас новое вед., (ро). Ру-ру-ру — продолжаем мы тлт..(ру). Ар-ар-ар — кипит наш само. .(вар). Ор-ор-ор — созрел наш поми..(дор). Ир-ир-ир — мой папа коман..(дир). Ра-ра-ра — у мышки есть но..(ра).

Автоматизация звука [р] в словах

Цель: добиваться правильного произношения звука [р] в сло­вах, формировать умение самостоятельно подбирать слова на за­данный звук.
1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение слов:
а)    со звуком [р] в начале слова:
рак, рад, раз, Рая, рама, рано, радио, работа;
ром, рот, ров, рог, роза, рожа, рост;
руль, рубль, ручка, рука, руда, рукав, ручей, рубанок;
рыба, рысь, рынок, рыжик, рыжий, рыльце, рыбак.
б)    со звуком [р] в конце слова:
бар, пар, удар, повар, товар, комар, загар, санитар; сор, бор, двор, топор, мотор, помидор, мухомор; мир, пир, жир, тир, кефир, зефир, командир; бур, шнур, веер, катер, ветер, тостер, пионер, пенсионер; тёр, ковёр, шофёр, костёр, монтёр, актёр, боксёр, шахтёр, фан­тазёр;
метр, фетр, Пётр, литр, центр, осётр, театр, осмотр, монстр, министр.
в)    со звуком [р] в середине слова:
—    без стечения согласных:
Ира, фара, нора, дыра, работа, баран, барабан; перо, горох, пирог, огород, корона, ворота, ворона; парус, кенгуру, кукуруза, дары, пары, шары, корыто.
—    со стечением согласных:
трап, трасса, трава, трос, трон, матрос, тропка, патрон, трой­ка, стройка, тронуть, метро, утро, трус, труд, трубка, петрушка, ватрушка, стружки, труба, трубач, струна, струя, травма, тетрадь, трамвай, астра, люстра, завтра, страна, страус, страница, завтрак;
драп, драма, драка, дракон, дровосек, дрова, дрозд, дробь, дрожь, дротик, ведро, добро, друг, дружба, дружина, кадры, кедры, дран­ка, пудра, выдра, квадрат, аэродром, космодром, мудрость;
край, кран, краб, кража, краска, красный, крапива, кровать, красавица, кроссовки, акробат, кров, кровь, крот, кролик, круг, кружево, кругом, крупа, крутой, крыша, крыса, крыло, крыльцо, крыжовник, кросс, крона, покров, микроб, круча, кружка, Крым;
град, граф, градус, грабли, грамота, графин, фотограф, гроза, громада, гром, грот, грош, громко, грохот, грунт, груз, грусть, груздь, груда, группа, груша, грубость, грузин, грузовик, грыжа;
врач, враг, враль, враньё, вражда, вращение, возвращение, врос, врозь, вровень, вроде, врун, вручную, врыть, врываться;
право, правда, правило, правый, прачка, праздник, прогулка, провал, продажа, прогнать, проба, провод, пробка, простыня, пруд, прусак, пружина, прыг, прыть, прыщ, прыгать;
фрак, франк, франт, фраза, француз, фрамуга, Фрося, фронт,
фрукты;
брат, брак, брань, брать, браво, браслет, броня, кобра, зебра, бром, бровь, бронза, брошка, брови, бросить, брусья, брусок, брус­ника, Эльбрус, брынза, обрыв, бобры.

Дидактическая игра своими руками ⏩   Гараж

Одна из моих новых игр: много пособий я люблю сделать самостоятельно: распечатать, склеить и можно работать! Слова все подобраны со стечением ТР, ДР, вначале, середине, конце слова.
Слов гораздо больше, а гаражей всего 9, поэтому можно играть и не одно занятие.

2.    Задание «Отгадай слово».
..ысь, забо.., ..ыба, ..ак, ..уки, ша.., ..обот, па.., ..адио, шну.., ..адуга, мет.., ..ыбак, теат.., маете.., ..акета, ..убашка.
Наша старшая сестра вяжет с самого... (утра). (А. Барто)
Среди жирных голубей прыгал тощий... (воробей). (Н. Полякова)
Мы с Тамарой ходим парой, санитары мы с... (Тамарой). (А. Барто)
Я сегодня утром рано умывался из-под... (крана)\ (А. Кузнецова)
Спи, мышонок, до утра, дам тебе я... (комара). (С. Маршак)
Весь мир прочитал сообщенье в газетах, что Белка и Стрелка летали в... (ракетах). (Л. Зубкова)
Светит солнце очень ярко, бегемоту стало... (жарко). (С. Са­башников )

Как весело провести занятие по формированию произносительной стороны речи с ребенком дошкольного возраста? Играть! Учиться красиво говорить во время игры с ПАЛЬЦЕХОДАМИ.
❗❗❗В восторге дети, в восторге и я!😀
❗Так как одновременно с такой чудо-игрушкой решается много задач: это и развитие мелкой моторики, одновременное проговаривание речевого материала и содружественные действия пальцев рук.
Пальцеходы - моих рук дело! Вязать я люблю! Здорово совмещать мои увлечения и логопедию. 

⏩   Львенок рычит



Автоматизация звука Р в обратных слогах, в конце слова
Автоматизация звука Р в обратных слогах, в конце слова
Автоматизация звука Р в обратных слогах, в конце слова

Смотрите также: 

Литература:
Баскакина И.В., Дынская И.В. ЛОгоакдические игры. день рождения Р.  рабочая тетрадьдля исправления недостатков  произношения звука Р./Баскакина И.В., Дынская И.В. - М. Айрис-пресс, 2008 - 32с.
Коррекция нарушения произношения сонорных звуков у дошкольников и младших школьников: пособие для учителей-дефектологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ сост. Е.И. Шаблыко. - Мозырь; ООО ИД "Белый ветер", 2008, - 130с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий