Развитие речевого дыхания
Дыхание крайне важно
для правильной речи. Образование речевых звуков происходит на плавном
(равномерном, не толчками) ротовом выдохе. Речевое дыхание — это правильное
сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз.
Поиграйте с ребенком
Для развития
длительного непрерывного ротового выдоха. Нужны 3-4 бумажные бабочки,
закрепленные с помощью тонких нитей на шнуре на расстоянии 20-30 см друг от
друга. Шнур натягивается так, чтобы бабочки размещались на уровне губ стоящего
ребенка. Ребенок дует на бабочек, и они начинают «летать». Необходимо следить,
чтобы ребенок стоял прямо, на выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе,
не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не
более 10 мин. с паузами, чтобы у ребенка не закружилась голова.
1. Для
развития плавного ротового выдоха. Играть можно на лугу, на даче, в лесу - на
поляне, где растут одуванчики. Ребенку предлагают среди желтых одуванчиков найти
отцветающие, белые, с летящими пушинками-парашютиками. Ребенок дует на цветок и
старается сдуть все пушинки. Можно устроить с ребенком соревнование. Задача -
чтобы на одуванчике не осталось ни одной пушинки.
2. Для
развития длительного плавного выдоха и активизации мышц губ. Для игры нужен
карандаш с гладкой или ребристой поверхностью. Ребенок сидит за столом. На
столе в 20 см от ребенка кладется карандаш. Ребенку предлагается так сильно
подуть на карандаш, чтобы он скатился со стола. Дуть можно только один раз.
3.
Для развития сильно плавного ротового выдоха,
активизации губных мышц используется воздушный шарик на длинной нитке. Нужно подвесить шарик на уровне
лица ребенка. Подуть на шарик так, чтобы он высоко взлетел. Задача ребенка -
дуть на шар каждый раз, как только он начнет опускаться на пол. Цель — удерживать
шар как можно дольше, не давая ему упасть.
4. Для развития плавного речевого
дыхания. Взрослый предлагает ребенку вместе с ним спеть «песенку» — долго
протянуть гласные А, О, V, И, Э. Песенка должна получиться длинной. «Как малыш плачет? ААААААААААА. Как вздыхает мальчик, у
которого заболел зуб ООООООООО. Как гудит в небе Самолет? УУУУУУУУУУУУУ. А пароход на реке гудит: ЫЫЫЫЫЫЫЫЫ. Давай споем эти
песенки»
5. Для развития правильного речевого
дыхания. Произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых
слогов-звукоподражаний. «Однажды
встретились птички и стали разговаривать: КО-КО-КО - говорит курочка. КУ-КУ-КУ-КУ -
кричит кукушка. КРЯ-КРЯ-КРЯ - крякает
уточка. КУ-КА-РЕ-КУ - заливается петух. ЧИК-ЧИРИК — спорит со
всеми воробей. А сейчас я покажу картинку птички, а ты вспоминай, кто как разговаривал», необходимо следить, чтобы ребенок
произносил звукоподражания громко, на одном выдохе
Комплекс упражнений для дыхательной гимнастики.
«Ветряная мельница»
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного
набора.
«Снегопад»
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что
такое снегопад, и предложить сдувать «снежинки» с ладони.
«Листопад»
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить
ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так чтобы они
полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
«Кораблик»
Дуть плавно и длительно на бумажный
кораблик.
«Сдуй бабочку с цветочка», «Сдуй цветочек с листика»
Предложите ребенку подуть через
соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы
были неподвижными).
«Подуй на тучку»
Техника выполнения упражнений:
♦
воздух набирать через нос;
♦
плечи не поднимать;
♦
выдох должен быть длительным и плавным;
♦ необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки
.(для начала их можно придерживать руками);
♦ нельзя много раз подряд повторять упражнения,
так как это может привести к головокружению.
Литература: Речевые нарушения у детей. Скороя логопедическая помощь/ Т.В. Пятница.Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 336, [2]c/
Материал подготовила учитель-дефектолог Грудько М. Г.
Смотрите также:
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Р
Рекомендации родителям. Развитие речи детей дошкольного возраста
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
Игры, развивающие речевое дыхание
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Р
Рекомендации родителям. Развитие речи детей дошкольного возраста
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
Игры, развивающие речевое дыхание
Комментариев нет:
Отправить комментарий