Автоматизация звука Л

Автоматизация звука Л

При правильном произнесении звуков [Л], [Л'] артикуляционные органы занимают следующее положение:
• положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, гласных звуков;
• верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга;
• язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны;
• боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;
• корень языка при твердом звуке [Л] поднят;
• мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Автоматизация звука [ л ] в слогах.

Цель: вырабатывать умение четко произносить звук [ л ] в прямых, обратных слогах и словах со стечением согласных.
1) Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение слогов со звуком  [ л ].
а) прямых слогов и слоговых рядов:
ла-ла-ла          ла-ло-ла       ла-лу-ла
ло-ло-ло         ло-ла-ло       лу-ла-лу
лу-лу-лу         лы-лу-лы     лы-ло-лы
лы-лы-лы      лу-лы-лу     ло-лы-ло
б) обратных слогов и слоговых рядов:
ал-ал-ал           ел-ел-ел      ил-ел-ил
ол-ол-ол          ал-ол-ал      ел-ил-ел
ыл-ыл-ыл        ул-ыл-ул
ил-ил-ил          ыл-ул-ыл
в) слогов со стечением согласных и слоговых рядов:
кла-кло-клу-клы                лпа-лпо-лпу-лпы
лка-лко-лку-лкы                сла-сло-слу-слы
акл-окл-укл-ыкл                лса-лсо-лсу-лсы
гла-гло-глу-глы                 алс-олс-улс-ылс
абл-обл-убл-ыбл               алф-олф-улф-ылф
шла-шло-шлу-шлы           скла-скло-склу-склы
пла-пло-плу-плы               спла-спло-сплу-сплы
2) Упражнение «закончи слово». Добавь слог ла (ло,лы) в конце слова.
Шко…(ла), пи…(ла), мы…(ло), ши…(ло), стре…(ла), ю…(ла), ска…(ла), кры…(ло), стек…(ло), се…(ло), са…(ло), сто…(лы), по…(лы).



Автоматизация звука [л] в словах
Цель: добиваться правильного произношения звука [л] в сло­вах, формировать умение самостоятельно подбирать слова на за­данный звук.
1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение слов:
а) со звуком [л] в начале слова:
лак, лад, лаз, лай, лапа, лама, лампа, ласка, ларёк, лапша; лог, лом, лоб, лов, лось, ложь, лодка, ложка, лошадь, ловко; луч, луг, лук, лужа, лупа, лунка, луна, лучина, лукошко; лыжи, лыко, лыжник, лысый.
б) со звуком [л] в конце слова:
бал, вал, гол, кол, пол, зал, вал, гул, мул, аул, тыл, пыл, мел, стол, укол, футбол, бокал, пенал, канал, вокзал, стул, Михаил, козёл, котёл, осёл, новосёл, дятел.
в) со звуком [л] в середине слова:
— без стечения согласных:
акула, халат, скала, палас, шпала, школа, Мила, пила, сало, пилот, село, весело, калоши, мыло, одеяло, колун, голубь, ша­лун, тулуп, белуга, балы, балык, полы, малы, малыш, скалы, улыбка, волы, столы.
— со стечением согласных:
склад, склон, сплав, свекла, клубок, Клава, кладовка, клад, клавиши, клок, клуб, клумба, клоун, клык, Клара, клуша, Фёкла, закладка, клубника, слон, слово, слоги, весло, вслух, заслуга, сла­сти, узлы;
платье, платок, плакат, пластик, пластмасса, пловец, заплат­ка, плавник, плов, пломба, плуг, каблук, блуза, блокнот, хлыст, флаг, флакон, флот, флотилия, флоксы, глаза;
булка, бутылка, белка, чулки, метёлка, пчёлка, вилка, косилка, палка, балка, полка, балкон, скакалка, молния, фиалка, сеялка, солдат.
— с двумя автоматизируемыми согласными:
гладиолус, колокол.




Автоматизация Л в словах, словосочетаниях.
Задание «Добавь недостающее слово».
Не послушал зайка папу. Отдавили зайке... (лапу). (В. Лебе­дев-Кумач)
Веник пол подметал, веник очень... (устал). (Л. Зубкова) Все от снега забелело, Ваня в санках едет... (смело). Под соснами, под елками лежит мешок с... (иголками). А возле этой елки бродили злые... (волки). (А. Барто)
Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение словосочетаний.
Сладкое яблоко, луковый салат, лучшая лошадь, злой волк, ласковая Мила, столовая ложка, белая блузка, платье в складку, лаковый стол, колкая ёлка, славный малыш, весёлый клоун, пол­ная луна, ласковая улыбка.
Задание «Добавь недостающее слово».
Не послушал зайка папу. Отдавили зайке... (лапу). (В. Лебе­дев-Кумач)
Веник пол подметал, веник очень... (устал). (Л. Зубкова) Все от снега забелело, Ваня в санках едет... (смело). Под соснами, под елками лежит мешок с... (иголками). А возле этой елки бродили злые... (волки). (А. Барто)







Задание. Чётко произносить словосочетания:

 

полосатое платье
палуба теплохода
гладкие полозья
осколок стекла
светлая голова
гнилое яблоко
милая улыбка
тёплый халат
белые клавиши
голубое платье
плохая лодка
тяжёлый молоток
белое полотенце

светлые волосы
голубое одеяло
спелое яблоко
белый голубь
спелая голубика
голубой халат
смелый малыш
гладкие полы
белый халат
сладкое повидло
сломанная пила
спелая клубника

голубые глаза
светлая луна
тёплый платок
глубокий колодец

тёплое одеяло
глубокий котлован
тёплая ладонь
глубокая лунка
пластмассовая кукла

белое облако
голубые флажки
голубой платок
золотой кулон

 

Задание. Чётко произносить предложения.

Мила ела салат.
Мила надела халат.

Лампа упала.

Мила подняла лампу.

Лайка лает на котёнка.

У котёнка одна лапка белая.

Ласточка поймала бабочку.

Луша взяла лопатку.

Мила вымыла ладони.

У Володи было лото.

Мила пила молоко.

Надя мылась мылом.

Лайка выследила лося.

С яблони упало спелое яблоко.

Около болота утки.

Володя будет пилотом.

Надя каталась на лодке.

Таня скакала на лошади.

В комнате светло и тепло.

Около палаток лопухи и полынь.

Собака унесла в чулан куклу.

Таня надела белое платье.

Над окном плакат.

У Тани на голове платок.

Мила плавает плохо.

Клава купила яблоки.

Алла купила белое платье.

Мила несла голубой флаг.

Клава захлопала в ладоши.

У слона белые клыки.

Клава купила молоко и свёклу.

Мила сидела на лавке.

На халате вышиты ласточки.

У лайки белая лапка.

Володя кладёт в лодку вёсла.

Слава везёт салазки.

Алла шила платье.

На небе луна.

Володя ловкий и смелый.

Володя идёт по лыжне на лыжах.

У халата полы до полу.

Мила вымыла полы.

Холодно. Дядя Лука в тулупе.

Вова и Мила - малыши.

Луша полола лук и свёклу.

Мила видела слона.

Слава идёт в кладовую за вёслами.

В глубоком колодце вода холодная.

В лавке спелые и сладкие яблоки.

Володя - смелый пловец и не боится глубины.

Клава надела на голову белый платок.

Из белого облака выплыла луна.

Спелое яблоко со стола упало.

Дядя Лука копает клумбу лопатой.

Володя и Слава плывут на лодке.

Клава мыла ладони мылом.

По небу плывут облака.

У Милы новый блокнот.

Около дома клумба.

Клава посадила флоксы.

У Глаши голубые глаза.

Мила видела весёлого клоуна.

Лада купила ландыши.

Лана пила молоко.

Володя нёс холодную воду.

Лыжники идут по лыжне.

Мама готовила голубцы.

Лошадь увязла в болоте.

Клава ушибла локоть.

Милу укусила пчела.

Клава захлопала в ладоши.

Клава купила молоко, масло, лук и свёклу.

Мила несла флаг.




Задание. Чётко произносить строки стихотворений, скороговорок.

Выучить (на выбор).

Мылась Мила мылом.
Не жалела мама мыла,

мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,

но не ныла Мила.
Мила - молодчина.
           

Съел Слава сало, да сала было мало.

Плыла на лодке лайка.
У лайки - балалайка.
Долго пела лайка мне
О погоде, о луне.
           

Мила вымыла ладони,
Мила сделала салат.
Маме помогала Мила.
Мама Милу похвалила.

Болонка лайку удивила.
Надела платье, белый бант.
Сказала: «У меня талант.
Могу я лаять, петь, скакать,
Вальс и ламбаду танцевать».

Стекло
У меня есть не простое,
А волшебное стекло.
Сквозь него всё золотое
И всегда светло-светло.

 

 

Павка на лавке

Павка на лавке
Плетёт лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.             
Я. Кончаловская

 

Мама свой халат надела
И уборку начала.
Дочка тоже, как сумела,
Уголок свой убрала.

Зима

Всё бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!
Все - на лыжи и коньки!
           

Белым-бело!
Белым-бело!

Всю землю снегом замело!
Нарядным стало
Всё село -

Белым-бело, белым-бело!      В. Лифшиц

Обменяла куклу

Куклу Милу Лада мыла,
С куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
Полиняла, как могла.
От обиды куклу Лада
Обменяла на осла.     
Н. Кончаловская

Речка луну
Завернула в волну
И покатила луну к валуну.
Стукнулась звонко луна о валун
И раскололась на тысячу лун.

Я Егоров

 

Облака

- Облака, облака,
пышные, белые,
расскажите, облака,
из чего вас делали?
Может, вас, облака,
Делали из молока?
Может быть, из мела?
Может быть, из ваты?
Может быть, из белой
Из бумаги мятой?                
И. Мазнин

 

Задание. Чётко произносить тексты.  Пересказывать (на выбор).

Яблоко

В саду стояла яблоня. На яблоне спелые яблоки. Мила стояла под яблоней. Она не могла достать яблоки. Но вот одно яблоко упало. Мила подняла яблоко. Мила съела яблоко. Оно было спелое и сладкое.

 

Яблоко

Мила принесла спелые яблоки и положила на лавку. Одно яблоко скатилось с лавки и упало. Кошка стала катать яблоко Мила подняла яблоко, а кошке дала клубок.

 

Кукла

У Аллы была кукла. Её звали Мила. У куклы светлые волосы и голубые глаза. Алла шила кукле платье и одевала свою куклу. Алла сильно любила свою куклу Милу.

 

Вопросы.

1. Что было у Аллы?

2. Как звали куклу?

3. Что Алла делала кукле?

4. Как Алла любила куклу?

 

Весна

Наступила весна. Стало тепло. Потекла вода. Володя пустил лодочку в лужу. Лодочка плавала по луже. Володе было весело!

Булка

Клава ела булку. Булка упала на пол. Тут была собака Лайка. Лайка схватила булку. Она съела булку, а Клава плакала.

 

Весна

Наступила весна. Стало тепло. Потекла вода. Дети сделали
из бумаги лодочки. Они пускали лодочки по воде. Одна лодочка
намокла и утонула. Павел бежал за лодочкой и упал в воду.

 

Полкан

Павел и Полкан были у реки. Павел принёс палку. Он кинул
её в воду. Полкан прыгнул в реку и поплыл. Полкан умеет хорошо плавать. Полкан достал палку из воды.

 

Вкусные булочки

Мама испекла к полднику булочки с повидлом и ушла за мо-
локом. Володя был голодный, а булочки вкусно пахли. Володя пододвинул стул к столу и заглянул под белое полотенце. Було-
чек было много. Володя взял одну булочку и съел её. Булочка была вкусной. Володя взял ещё одну булочку, потом ещё. Когда появилась мама, под полотенцем лежала последняя булочка.

 

Мила и булка

Мила гуляла у дома. Она ела булку. Подбежала собака Лайка и хотела отнять у Милы булку. Мила испугалась и заплакала. Мимо проходил Володя. Он схватил палку и замахнулся на Лайку. Собака испугалась и убежала. Мила пошла домой, села на лавку и доела булку.

 

Вопросы.

1. Кто гулял у дома?

2. Что ела Мила?

3. Кто подбежал к Миле?

4. Кто проходил мимо Милы?

5. Что сделал Володя?

6. Куда пошла Мила? 








Комментариев нет:

Отправить комментарий