УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

 

Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие перекрестные упражнения.

 

«Кулак — ребро — ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости пола; рас­прямленная ладонь на плоскости пола.




Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем — по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («Кулак — ребро — ладонь»), произносимыми вслух или «про себя».

 

«Лезгинка»

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.




Для усложнения упражнения добавляются движения глаз и языка: сначала однонаправленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка), затем — разнонаправленные (глаза — в сторону кулачка, язык — в сторону ладошки).

«Ухо нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

 

«Змейки»

Предложите ребенку представить, что его пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигаться (извиваться), вращаясь вправо, влево, снизу вверх и сверху вниз.

При двуручном выполнении упражнения ладони сначала направлены от ребенка, потом — друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

 

«Лягушка»

Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола.

Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Замок»

Скрестить руки ладонями друг к другу; сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий — палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий; прикасаться к пальцу нельзя.



  
Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

 

«Сова»

С силой схватить левое плечо правой рукой; головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая ее налево, затем — направо. Расслабиться; сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы.

Повторить то же для другого плеча, добавив вокализацию: голова у плеча — вдох — голова на груди — выдох с вокализацией «у-у-х» — голова у другого плеча — вдох и т.д:

 

«Паровозик»

Правую ладонь положить на левую надостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед; затем — столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.

 

«Рисующий слон»

Сесть в позу слона, колени слегка подогнуть. Наклониться головой к плечу, вытянуть руку вперед и рисовать ей горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) большими мазками; затем повторить то же другой рукой.


«Зеркальное рисование»

Положить на стол чистый лист бумаги; взять в обе руки по карандашу или фломастеру; начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

 

«Перекрест»

Для выполнения этого упражнения ребенку предлагают чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем символом X. Его располагают на плоскости, на расстоянии примерно 20 см от глаз. При этом его освещение должно быть нормальным и равномерным.

В течение 45 с смотреть в центр перекреста. (После недельных занятий образ перекреста вызывается произвольно.) Через 45 с перевести взгляд на светлый фон. С появлением образа глаза закрыть, а перекрест медленно перенести в область лба, затем — в темя — это символ единства мозга. Упражнение повторить 3 раза.

 

«Взгляд влево, вверх»

Правой рукой фиксировать голову за подбородок. Взяв карандаш или ручку, левую руку выбросить в сторону вверх под углом в 45 градусов — так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке.

После этого делать упражнение в течение 7 с: смотреть на предмет в левой руке; затем — прямо перед собой (счет «1-2-3-4-5-6-7»). Упражнение выполнять 3 раза, потом доводить до 8 раз. Далее упражнение выполнять «с точностью до наоборот».

 

«Покачивания головой»

С силой схватить левое плечо правой рукой; головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая ее налево, затем — направо; расслабиться, сделать 2 полных цикла дыхания на 3 поворота головы.

Повторить то же для другого плеча.

 

«Рыбки»

Рот немного приоткрыть; взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой — нижнюю.

Выполнять одно- и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево; закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.

 

«Клешня краба»

Средний палец наложить на указательный и зажать его; безымянный — на средний; мизинец — на безымянный. Позу удерживать 10-20 с.

После выполнения правой рукой то же — левой, а затем — двумя руками одновременно.

 

«Носик-художник»

Глубоко дышать, смотреть вдаль. Носом «рисовать» горизонтальные, вертикальные и диагональные восьмерки вокруг предмета, на который ребенок смотрит.

Проделать упражнение с несколькими предметами.




Учитель-дефектолог Грудько Майя Георгиевна

Комментариев нет:

Отправить комментарий