Основные причины задержки развития речи ребенка
Прежде чем перейти к описанию обучающих и
развивающих речь игр, хотелось бы для начала
выяснить причины задержки речевого развития.
Однако в последнее время, как родители, так и специалисты в области развития речи все чаще сталкиваются с тем фактом, что ребенок с нормальными задатками и слухом в два года молчит. И ведь заметно, что этот молчун все понимает, он способен выполнять различные просьбы окружающих, с удовольствием слушает рассказы и чтение книг, с интересом рассматривает красочные картинки, может при этом показывать то, о чем его спрашивают, но не говорить. Ребенок упорно не произносит ни слова.
Основной причиной подобного молчания являются неблагоприятные социальные условия. К неблагоприятным условиям относят, прежде всего, недостаток эмоционального и речевого общения окружающих (особенно близких) людей с ребенком. Здесь модно рассмотреть два случая: в первом случае многие взрослые считают, что ребенок до трех лет вообще ничего не понимает, по этой причине и объяснять ему, какой предмет для чего используется, незачем. Такие родители считают, что общение с маленьким ребенком — пустая трата времени и сил. Для них самое главное — то, что малыш сыт, сух и одет. По их мнению, комментировать свои действия, рассказывать ребенку об окружающем мире также глупо, как считать, что кукла все понимает и т. д. Во втором случае родители проявляют гиперопеку по отношению к ребенку, т. е. любое желание крохи, выраженное жестами или мимикой, будет тут же исполнено. Излишне беспокоящиеся родители постоянно пребывают в страхе за малыша. Поэтому, чтобы он не заболел или не поранился, они следят за каждым его шагом, буквально запрещая ему познавать окружающий мир. Такие родители, видя, что ребенок тянется к вазе с фруктами, вместо того, чтобы спросить его: «Что ты хочешь?» (тем самым подталкивая его к общению с помощью речи), сами решают, что ему будет полезней скушать. К примеру, ребенок хочет виноград, но мать решает, что он может подавиться косточкой, поэтому дает ему банан. В этом случае ребенок либо молча съест предложенный банан, либо слезами и криками (но не словами) добьется винограда.
Из вышеприведенных
примеров видно, что ребенок может отказываться говорить по двум основным причинам: либо
ему не у кого учиться говорить, так как родители считают, что общение с маленьким
ребенком — глупость; либо ему просто незачем разговаривать, так как родители и без того выполняют
малейшее его желание, тем самым у ребенка отсутствует мотивация и речевому
общению.
Иногда задержка
речевого развития объясняется индивидуальными (личностными) особенностями
малыша. Каждый
ребенок уникален и индивидуален, не существует двух абсолютно одинаковых детей, даже
близнецы по-своему отличаются друг от друга. Поэтому и развитие у каждого ребенка
протекает по-своему: у кого-то первые зубки прорезываются в 4 месяца, а у кого-то в
7, один к годовалому
возрасту только начинает делать первые шаги, а другой к этому возрасту уже ходит.
Таким образом, и активная речь может сформироваться у одних детей раньше, а у других — позже.
В некоторых случаях развитие речи тесно
связано с особенностями
характера ребенка. К примеру, флегматичный ребенок, скорее всего, заговорит
позже, чем ребенок-сангвиник. Или, например, у детей экстравертного типа (этот тип отличается
коммуникабельностью, такой ребенок весьма активен, открыт окружающему миру)
не наблюдается
задержек в речевом развитии, а вот у детей интравертированного типа (этот тип
противоположен экстравентированному, т. е. подобные дети — некоммуникабельны, замкнуты)
даже при правильном воспитании имеется незначительная задержка в формировании речи.
Задержка темпов
речевого развития может объясняться и органическими изменениями. К
органическим изменениям можно отнести различные травмы, болезни, в результате которых
нарушается деятельность некоторых отделов головного мозга. Снижение слуха или
зрения, нарушения в развитии речи, мышления (т. е. отставание в психическом
развитии), моторные нарушения (нарушения в формировании двигательных навыков) —
являются
серьезными последствиями перенесенных ребенком травм и инфекционных заболеваний.
нечеткостью речи. Ребенок с речевым дефектом
(таким, как
дизартрия) разговаривает так, будто у него «каша во рту». Помимо речевого дефекта у
таких детей наблюдаются отклонения в мелкой моторике (пальцы рук малоподвижны, из-за
чего ребенок долго не может научиться правильно держать предметы, такие, как
ручка или ложка, не умеют застегивать пуговицы и завязывать шнурки и т. д.).
Речь ребенка,
страдающего дизартрией, малопонятна окружающим, так как малыш искажает
произношение звуков, говорит очень тихим голосом. Ребенок с данным речевым дефектом
плохо произносит длинные слова (например, вместо слова «велосипед» — произносит «сипед»), а также короткие («ахаль» вместо «сахар»). Все эти
ошибки связаны с недостатками
фонематического слуха и трудностями
переключения органов артикуляции (нет быстроты по смене губ и языка при переходе от одного звука речи к другому).
сто «сушка», «качу», вместо «хочу». Все эти речевые дефекты не проходят со временем, а лишь только укореняются. И понять то,что произносит ребенок, в состоянии только его родные.
Сейчас хотелось бы привести причины, которые могут привести к появлению на свет детей с различными речевыми отклонениями и нарушениями:
■ курение матери во времени беременности;
■ гинекологические заболевания матери; .
■
недавно перенесенный аборт матери;
■
хронические заболевания матери;
.
■ неправильная осанка (нарушение осанки может привести к травматизации
ребенка при родах);
родовые травмы.
Подготовила Грудько Майя Георгивна
Литература: Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста / К. С. Бахарева. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 218, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям).
Комментариев нет:
Отправить комментарий