Основные причины задержки развития речи ребенка

Прежде чем перейти к описанию обучающих и разви­вающих речь игр, хотелось бы для начала выяснить при­чины задержки речевого развития.

Ребенок с изначально нормальными задатками в один годик уже может произнести несколько «облегченных» слов, которые наиболее часто употребляли при нем роди­тели. В 1,5 года малыш самостоятельно может произнес­ти 10-15 слов. В 2 года ребенок начинает активно общать­ся со взрослыми с помощью фразовой речи (к этому возра­сту словарный запас ребенка вмещает более 200 слов). В 3-летнем возрасте ребенок уже понимает, что речь — это основное средство общения с окружающими.

Однако в последнее время, как родители, так и специалисты в области развития речи все чаще сталкивают­ся с тем фактом, что ребенок с нормальными задатками и слухом в два года молчит. И ведь заметно, что этот молчун все понимает, он способен выполнять различные просьбы окружающих, с удовольствием слушает расска­зы и чтение книг, с интересом рассматривает красочные картинки, может при этом показывать то, о чем его спра­шивают, но не говорить. Ребенок упорно не произносит ни слова. 

Основной причиной подобного молчания явля­ются неблагоприятные социальные условия. К неблагоп­риятным условиям относят, прежде всего, недостаток эмоционального и речевого общения окружающих (осо­бенно близких) людей с ребенком. Здесь модно рассмот­реть два случая: в первом случае многие взрослые счита­ют, что ребенок до трех лет вообще ничего не понимает, по этой причине и объяснять ему, какой предмет для чего используется, незачем. Такие родители считают, что общение с маленьким ребенком — пустая трата времени и сил. Для них самое главное — то, что малыш сыт, сух и одет. По их мнению, комментировать свои действия, рассказывать ребенку об окружающем мире также глу­по, как считать, что кукла все понимает и т. д. Во втором случае родители проявляют гиперопеку по отношению к ребенку, т. е. любое желание крохи, выра­женное жестами или мимикой, будет тут же исполнено. Излишне беспокоящиеся родители постоянно пребывают в страхе за малыша. Поэтому, чтобы он не заболел или не поранился, они следят за каждым его шагом, буквально запрещая ему познавать окружающий мир. Такие родите­ли, видя, что ребенок тянется к вазе с фруктами, вместо того, чтобы спросить его: «Что ты хочешь?» (тем самым подталкивая его к общению с помощью речи), сами реша­ют, что ему будет полезней скушать. К примеру, ребенок хочет виноград, но мать решает, что он может подавиться косточкой, поэтому дает ему банан. В этом случае ребенок либо молча съест предложенный банан, либо слезами и криками (но не словами) добьется винограда.

Из вышеприведенных примеров видно, что ребенок мо­жет отказываться говорить по двум основным причинам: либо ему не у кого учиться говорить, так как родители считают, что общение с маленьким ребенком — глупость; либо ему просто незачем разговаривать, так как родители и без того выполняют малейшее его желание, тем самым у ребенка отсутствует мотивация и речевому общению.

Иногда задержка речевого развития объясняется ин­дивидуальными (личностными) особенностями малыша. Каждый ребенок уникален и индивидуален, не существует двух абсолютно одинаковых детей, даже близнецы по-своему отличаются друг от друга. Поэтому и развитие у каждого ребенка протекает по-своему: у кого-то первые зубки прорезываются в 4 месяца, а у кого-то в 7, один к годовалому возрасту только начинает делать первые шаги, а другой к этому возрасту уже ходит. Таким образом, и активная речь может сформироваться у одних детей рань­ше, а у других — позже. 


В некоторых случаях развитие речи тесно связано с особенностями характера ребенка. К примеру, флегматич­ный ребенок, скорее всего, заговорит позже, чем ребенок-сангвиник. Или, например, у детей экстравертного типа (этот тип отличается коммуникабельностью, такой ребе­нок весьма активен, открыт окружающему миру) не на­блюдается задержек в речевом развитии, а вот у детей интравертированного типа (этот тип противоположен экстравентированному, т. е. подобные дети — некоммуни­кабельны, замкнуты) даже при правильном воспитании имеется незначительная задержка в формировании речи. 

Задержка темпов речевого развития может объяснять­ся и органическими изменениями. К органическим из­менениям можно отнести различные травмы, болезни, в результате которых нарушается деятельность некото­рых отделов головного мозга. Снижение слуха или зре­ния, нарушения в развитии речи, мышления (т. е. отста­вание в психическом развитии), моторные нарушения (на­рушения в формировании двигательных навыков) — являются серьезными последствиями перенесенных ре­бенком травм и инфекционных заболеваний.

Правильное развитие речи на первом году жизни ре­бенка во многом зависит от моторного развития. Наруше­ния в формировании двигательных навыков у детей в мла­денческом возрасте выражаются в неумении сидеть к 6 ме­сяцам; ходить — к 10 месяцам, неактивным и неуверенным действиям руками и т. д. У ребенка с моторными наруше­ниями наблюдается и снижение познавательной активно­сти, и, как следствие этого, проявляется задержка в рече­вом развитии-, задержка в формировании двигательных навыков неблагоприятно отражается на подвижности ар­тикуляционных органов, к которым относятся нижняя челюсть, губы, щеки, язык. Нарушения подвижности ар­тикуляционных органов можно определить у ребенка еще во младенчестве, так как эти отклонения выражаются в плохом1 сосании, частом срыгивании и т. д. Вообще дети с органическими отклонениями гово­рить начинают поздно и часто страдают дизартрией, или 

нечеткостью речи. Ребенок с речевым дефектом (таким, как дизартрия) разговаривает так, будто у него «каша во рту». Помимо речевого дефекта у таких детей наблю­даются отклонения в мелкой моторике (пальцы рук ма­лоподвижны, из-за чего ребенок долго не может научить­ся правильно держать предметы, такие, как ручка или ложка, не умеют застегивать пуговицы и завязывать шнурки и т. д.).

Речь ребенка, страдающего дизартрией, малопонятна окружающим, так как малыш искажает произношение звуков, говорит очень тихим голосом. Ребенок с данным речевым дефектом плохо произносит длинные слова (на­пример, вместо слова «велосипед» — произносит «сипед»), а также короткие («ахаль» вместо «сахар»). Все эти ошиб­ки связаны с недостатками фонематического слуха и труд­ностями переключения органов артикуляции (нет быст­роты по смене губ и языка при переходе от одного звука речи к другому).

Дети, страдающие дизартрией (нарушения фонемати­ческого слуха) плохо отличают на слух близкие по звуча­нию звуки речи. Так, например, дети с дефектом речи не различают твердые и мягкие согласные звуки, поэтому ча­сто их путают — говорят «емь» вместо «ем», «сем» вместо «семь». Либо глухие и звонкие согласные звуки: говорят «сонт» вместо «зонт», часто путают близкие в акустичес­ком отношении согласные («к» и «х», «с» и «ш» и т. д.) — говорят «шушка» вме
сто «сушка», «качу», вместо «хочу». Все эти речевые дефекты не проходят со временем, а лишь только укореняются. И понять то,что произносит ребенок,
в состоянии только его родные. 
Для устранения дефектов речи необходимо постоянно проводить логопедические за­нятия с применением неврологического лечения. И эти за­нятия и упражнения необходимо выполнять не месяц и не два, а в течение нескольких лет.

Сейчас хотелось бы привести причины, которые мо­гут привести к появлению на свет детей с различными речевыми отклонениями и нарушениями: 

■ курение матери во времени беременности;


  гинекологические заболевания матери;  .

  недавно перенесенный аборт матери;

  хронические заболевания матери;

.   ■ неправильная осанка (нарушение осанки может при­вести к травматизации ребенка при родах);

родовые травмы.


Подготовила Грудько Майя Георгивна


Литература: Бахарева К.СИгры по развитию речи для детей дошкольного возраста / К. С. Бахарева. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 218, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям).


Комментариев нет:

Отправить комментарий