Что значит
"ребенок готов к школе"?
Психологическая готовность к школьному обучению - один
из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.
Задумаемся: в чем отличительная особенность положения
школьника? По-видимому, прежде всего, в том, что главное в его жизни - учеба -
деятельность обязательная, общественно-значимая. Он отвечает за нее - перед
учителями, перед школой, перед семьей. Жизнь вчерашнего малыша, подчинена
системе строгих, одинаковых для всех правил. И основное правило - запасаться
знаниями, которые приобретают и все другие дети.
А в чем новизна взаимоотношений между учеником и
учителем? Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию
у ребенка. (Такое отношение к взрослому мы могли позволить малышу.) Учитель
воплощает в себе общественные требования к ребенку. Оценка, которую ученик
получает на уроке - это не выражение личного отношения учителя к ученику, а
некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет свои
учебные обязанности. Плохую оценку нельзя возместить ни послушанием, ни
раскаянием.
Взаимоотношения в классе между учениками также
существенно отличаются от тех, которые складываются между
сверстниками-дошкольниками (в том числе и в группе детского сада). В начальной
школе определяющими положение ребенка среди товарищей становятся его успехи в
учебе. Вместе с тем возникает такое понятие, как общая ответственность, ведь
все ученики заняты обязательным делом, и, значит, им приходится отвечать и за себя,
и за других (а другие отвечают за тебя).
Само учение - и по содержанию, и по организации -
резко отличается от привычных ребенку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение
знаний становится основной целью. Оно выступает теперь в чистом виде, его не
маскирует, как раньше, игра.
Знания, которые дети получают в школе, уже носят
систематизированный, последовательный характер. (Если до недавнего времени
начальное обучение представляло собой лишь подготовительную ступень к
систематическому усвоению основ наук, то теперь такое усвоение начинается с
первого класса.)
Основная форма организации учебной работы школьников -
урок, время на нем рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить
за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься
посторонними делами.
Все эти особенности условий жизни и деятельности
школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его
психическим качествам, знаниям и умениям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий