Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей
При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).
По
исследованиям Р.Е. Левиной, способность к овладению слоговым составом слова
может быть выделена в качестве признака, позволяющего распознавать различную
природу речевых расстройств, например, при дифференциальной диагностике
нарушений, связанных со снижением фонематического слуха и алалией. В первом
случае проблем слоговой структуры не отмечается. В специальной литературе
описание становления слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями
речи представлено в рамках изучения речи детей с алалией (А.К. Маркова).
Существует
зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического
восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности,
мотивационной сферы ребенка; а по данным последних исследований — от
особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации,
ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной
обработке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).
В свою очередь,
формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим
строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение.
Поскольку при
нарушении слоговой структуры слова может искажаться порядок слогов,
сокращаться их число, отмечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных,
в ходе логопедического обследования необходимо предлагать ребенку различные
типы слов: простые — из открытых слогов, без стечений согласных, и более
сложные — из 4—5 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды
тестовых заданий также должны варьироваться: ответить на вопросы целыми предложениями,
повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные
картинки, повторить слова за логопедом.
Мы предлагаем
14 типов слов, над которыми последовательно проводится работа по преодолению
нарушений слоговой структуры. В данной работе лучше использовать стимульный
материал. Далее приводится система упражнений.
Типы слоговой структуры слов
I. Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов:
ДЫНЯ, ВОДА, СОВА, ВАТА,
КОФЕ, МУХА,
МЫЛО, ДЕТИ,
НОГИ, ЛУНА,
ДУХИ, ВЕСЫ,
ВАЗА, НОТЫ, КОЗА,
ЗУБЫ.
II. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов:
ЛОПАТА, СОБАКА, КУБИКИ, САПОГИ,
КАБИНА, ПАНАМА, УТЯТА, ГОЛОВА,
МАЛИНА, ГАЗЕТА, МИМОЗА, ЯГОДЫ,
МАШИНА, МОНЕТА, КОЛЕСО, МОЛОКО.
III. Односложные слова, состоящие из закрытого слога:
МАК, ЛУК, МЯЧ, КИТ,
ЛЕС, ЖУК, СОМ,
СОК,
ДУБ, ЛЕВ, МЕД,
ДОМ,
КОТ, ГУСЬ, ДЫМ,
НОС.
IV. Двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога:
ЛИМОН, ВЕНИК,
БУКЕТ, БАНАН,
ОГОНЬ, ПАКЕТ,
БИДОН, ГАМАК,
ВАГОН, БАТОН,
УТЮГ, ПЕТУХ,
КАТОК, ДИВАН,
СОВОК, КАНАТ.
V. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова:
БАНКА, ЮБКА,
ПИСЬМО, ВЕТКА,
БУКВЫ, УТКА,
ВАННА, НИТКИ,
ВИЛКА, КЕПКА,
ТЫКВА, ТАПКИ,
ОКНО, КОНЬКИ,
МАЙКА, ТАКСИ.
VI. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова:
ЧАЙНИК, ПОДНОС,
АЛЬБОМ, ДОЖДИК,
КАКТУС, ФОНТАН,
МЕДВЕДЬ, БУБЛИК,
МАГНИТ,
ТЮЛЬПАН, ИНДЮК, ДЕЛЬФИН,
КОСТЮМ, КОМПАС,
СОЛДАТ, ПАВЛИН.
VII. Трехсложные слова с закрытым слогом:
КОЛОБОК, САМОЛЕТ, ПОМИДОР, ЧЕМОДАН,
БЕГЕМОТ, ПЕТУШОК, АНАНАС, ВАСИЛЕК,
ТЕЛЕФОН, БАРАБАН, ВОДОЛАЗ, ПОПУГАЙ,
МОЛОТОК, КАПИТАН, ТЕЛЕНОК, МАГАЗИН.
VIII. Трехсложные слова со стечением согласных:
ЯБЛОКО, ШАХМАТЫ, КОЛБАСА, КОНФЕТЫ,
КУКУШКА, ГАНТЕЛИ, КОМНАТА, КАЛИТКА,
БОТИНКИ, УЛИТКА, КАПУСТА, УДОЧКА,
ИГОЛКА, БЕСЕДКА, ВАЛЕНКИ, ДЕВОЧКА.
IX. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:
АВТОБУС,
КУЗНЕЧИК, ОСЬМИНОГ, ХУДОЖНИК,
АВТОМАТ,
ЯГНЕНОК, ШИПОВНИК, САДОВНИК,
ПАМЯТНИК,
ПОЛОВНИК, БУДИЛЬНИК, АПЕЛЬСИН,
ВИНОГРАД, ОХОТНИК,
МАЯТНИК, КОФЕЙНИК.
X. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных:
МАТРЕШКА, ИЗБУШКА, ИГРУШКИ, НЕЗНАЙКА,
ВИНТОВКА, ЛАМПОЧКА, АНТЕННА, ТАБЛЕТКИ,
МОРКОВКА, СКАКАЛКА, КЛУБНИКА, ГВОЗДИКА,
СКАМЕЙКА, ИНДЕЙКА, ФУТБОЛИСТ, ГАРМОШКА.
XI. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова:
ЛИСТ, БОЛТ,
КУСТ, ТАНК,
КЕКС, ЗОНТ,
ЛИФТ, ВИНТ,
БАНТ, ЗНАК,
ДНО, КЛЕЙ,
ФЛАГ, ХЛЕБ,
ГНОМ, ШКАФ.
XII. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных:
ЗВЕЗДА, ШТАНГА, ГНЕЗДО, СПИЧКИ,
ПТЕНЦЫ, ФЛАЖКИ, КЛЮШКА, ГВОЗДИ,
ПЛЕТКА, КЛЕТКА, КЛЮКВА, СКАЛКА,
КНОПКА, СВЕКЛА, КНИЖКИ, ТРАВКА.
XIII. Четырехсложные
слова, состоящие из открытых слогов:
ПИАНИНО,
ЕЖЕВИКА, КУКУРУЗА, БУРАТИНО,
РАКОВИНА,
ПУГОВИЦА, ГУСЕНИЦА, ПОМИДОРЫ,
ОДЕЯЛО,
ЧЕРЕПАХА, ЯЩЕРИЦА, МУХОМОРЫ,
ВИТАМИНЫ,
МАКАРОНЫ, ПАУТИНА, ЧЕМОДАНЫ.
XIV. Четырехсложные слова со стечением согласных:
ЗЕМЛЯНИКА, БАКЛАЖАНЫ, ВОСПИТАТЕЛЬ, МЕДВЕЖАТА,
АВТОМОБИЛЬ,
ОСТАНОВКА, ПОДБОРОДОК, МАГНИТОФОН,
АКВАРИУМ,
ОБЕЗЬЯНКА, ОДУВАНЧИК, ПАПОРОТНИК,
ПОЛОТЕНЦЕ,
ХОЛОДИЛЬНИК, ЭКСКАВАТОР, МОТОЦИКЛИСТ.
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРЕДПОСЫЛОК
РАЗВИТИЯ
СЛОГОВОЙ
СТРУКТУРЫ
СЛОВА
К предпосылкам
формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и
ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в
способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при
восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений (при
проговаривании) (А.Р. Лурия, А.В. Семенович, И.Т. Власенко, Т.В. Ахутина и
др.).
Индикатором
сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и
динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности,
связанные с практическим освоением пространства и формированием
пространственных представлений (А.В. Венгер, О.С. Бот, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).
Упражнения
на развитие
оптико-пространственной
ориентации
Упражнение
1
Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты.
Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребенком, за ним, над и под
стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева,
наверху, внизу, впереди, сзади).
Упражнение
2
Взрослый
называет действие предмета или только предмет. Ребенок отвечает, далеко это
или близко. Приведем пример.
Взрослый. Пароход плывет...
Ребенок. Далеко!
Взрослый. Маша сидит...
Ребенок. Близко!
Можно
предложить следующие темы.
Карандаш лежит, дверь хлопает, пальмы растут,
аквариум стоит, поезд гудит, доска висит, лифт едет, кит плывет, мама работает,
кукла лежит, жираф живет, открытое окно, цветы в вазе, машина сигналит, Ваня
топает, попугай в клетке, музыка играет, зеркало висит и т.д.
Упражнение
3
Это упражнение
— вариант предыдущей игры.
Взрослый. Снег на вершине горы...
Ребенок. Высоко!
Взрослый. Божья коровка на ромашке...
Ребенок. Низко!
Взрослый. Ведро упало в колодец...
Ребенок. Глубоко!
Можно
предложить также следующие темы.
Самолет летит, комар летит, акула плавает, туча
плывет, капли падают в лужу, камень на дне реки, дым из трубы, костер потух,
парашютист приземляется, якорь стоящего корабля, птица на верхушке елки,
бабочка на травинке, бросаем мяч в кольцо, ныряем, наклоняемся за игрушкой и
т.д.
Упражнения
на развитие ориентации
в
двухмерном пространстве
(на
листе бумаги)
Упражнение 1
Взрослый
предлагает ребенку следующие задания.
Поставь вверху листа точку (внизу палочку), нарисуй справа крестик (слева птичку), проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.
Упражнение 2
От поставленной
на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды
взрослого.
Едем направо...
стоп,
вверх...
стоп,
налево...
стоп,
вверх...
стоп и т.д.
Упражнение 3
От ребенка
требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве
(рис. 1).
Упражнения
на развитие
временно-пространственной
ориентации
Упражнение 1
Графический
диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания.
Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и др.
Упражнение 2
Диктанты со
сменой ролей «учитель — ученик».
Это модификация
графического диктанта. Ребенок диктует, правильно употребляя
пространственно-временные термины, взрослый рисует.
Упражнение 3
Взрослый дает
ребенку задания.
Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу и др.
Упражнение 4
Взрослый
прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.
Что ты сделал раньше?
Что ты делаешь сейчас?
Что ты сделаешь потом?
Упражнение 5
Ребенок должен
последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные
термины.
Упражнение 6
Упражнение
состоит в раскладывании ребенком картинок по темам «Времена года», «Части
суток». В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.
Упражнение 7
Взрослый и
ребенок беседуют по теме «Вчера — сегодня — завтра».
Упражнения
на развитие динамической
и
ритмической организации
движений
Удержание
динамических программ. Упражнение состоит в
многократном самостоятельном повторении ребенком действия после
визуального предъявления инструкции взрослым.
1. Артикуляционные упражнения:
—открыть рот, оскалить зубы,
надуть щеки;
—язык за правую щеку, губы
трубочкой, язык на нижней губе;
—втянуть щеки, пощелкать языком,
подуть;
—два раза пощелкать языком,
один раз подуть;
—беззвучно артикулировать
гласные [и]—[у]—[а];
—беззвучно артикулировать
согласные [п]—[н]—[м].
2. Упражнения для рук:
—большим пальцем поочередно
касаться указательного, мизинца, среднего;
—класть кисть руки на стол
кулаком, ребром, ладонью;
—показывать: кольцо из
пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика»;
—из и.п. «кулак на столе»
поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец.
3. Упражнения для тела:
—наклониться вправо, сесть на
корточки, встать, хлопнуть в ладоши;
—помахать руками над головой,
руки убрать за спину, прыгнуть на месте;
—топнуть ногой, руки к
плечам, вниз, поднять голову, опустить.
Упражнение 1
Ребенок
повторяет ритмические рисунки за взрослым — отстукивание, отхлопывание,
притопывание:
—сопряженно, затем отраженно;
—одной, двумя руками, ногами.
Чередуя право — лево, руки — ноги;
—по визуально-акустическому
образцу, затем только по акустическому;
—с передачей ритма без учета
громкости, затем с учетом ее, с чередованием громкости в одном ритмическом рисунке.
—медленное отстукивание
образца, данного в быстром темпе. Затем точное его повторение.
Литература:
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с. (Логопед в ДОУ).
Смотрите также:
Методические рекомендации педагогам по формированию культуры речевого общения
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Особенности развития речи ребенка
Комментариев нет:
Отправить комментарий