Методические рекомендации педагогам
по формированию культуры
речевого общения
При построении работы по формированию культуры речевого
общения учитывайте возрастные
особенности детей.
Предусматривайте сочетание различных форм организации
деятельности:
-
Регламентированной;
-
Совместной
педагога с детьми;
-
Самостоятельной
деятельности детей.
Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов
работы, особое внимание уделять:
ü В регламентированной деятельности:
беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций,
разъяснению;
ü В совместной деятельности педагога с
детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций,
сочинению сказок-перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению
художественных произведений, играм- драматизациям;
ü В самостоятельной деятельности детей:
играм парами, ролевым играм, играм-драматизациям.
Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном
учреждении по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с
окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье.
Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью
таких форм, как:
ü Индивидуальные беседы;
ü Консультации;
ü Круглый стол;
ü Родительские собрания;
ü Анкетирование.
Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к
усвоению предлагаемого материала.
Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:
ü Обращайтесь по имени;
ü Занимайте позицию на уровне глаз
ребенка;
ü Используйте тактильное прикосновение.
Старайтесь выслушивать детей до конца, если
даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.
Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение
вашей личности.
ü Исключите из своей речи окрики,
резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у них
дискомфорт.
ü Учитывайте терминологическую точность
и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога.
ü Обратите внимание на использование в
своей речи разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов.
ü Обратите внимание на интонирование,
помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество
воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.
ü Постарайтесь избавиться от
слов-"паразитов" ("ну", "значит", "в
общем", "так" и т. д.).
ü Постарайтесь трансформировать свою
речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.
Помните,
что у ребенока дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра,
поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через игровые
упражнения, тематические игры. Старайтесь использовать неречевой прием
взаимодействия с детьми, как "демонстрацию расположенности к нему":
спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое
прикосновение.
Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.
Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.
Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как
собственную речь, как пример для
подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.
Умейте анализировать процесс общения.
Для напоминания ребенку
речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.
Литература:
1.
Боровская, И.К. Учимся рассказывать и говорить
правильно: учеб. наглядное пособие для педагогов учреждений, реализующих
образовательную программу специального образования на уровне дошкольного
образования / И.К. Боровская. — Минск: Нар. асвета, 2013.
2.
Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию
речи: о детях с рождения до шести лет / А.С. Герасимова. — М.: Айрис-Пресс,
2002.
Подготовила учитель-дефектолог Грудько
М. Г.
смотрите также:
Комментариев нет:
Отправить комментарий