Дидактические пособия - игровые плакаты на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи
Игровой плакат «Мир птиц»
Игровой плакат «В саду весной (цветы)»
Цель: формировать знания:
-
о многообразии
цветов;
-
о месте их
произрастания (сад, луг, поле, лес);
-
о строении
растения (стебель, лист, цветок);
-
о назначении
цветов (эстетическое наслаждение, лекарственное содер-жание).
Учить детей:
-
называть и
показывать цветы, ягоды (4-5 видов);
- выделять и называть части растения;
-
узнавать и
называть цветы и ягоды по особенностям внешнего вида;
-
называть, где
растут цветы, ягоды;
-
определить
целесообразность и время сбора ягод, цветов;
-
определить ягоды
по вкусу;
-
рассказывать, как
употребляют ягоды в пищу.
На
занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию
связной устной речи:
- образование
уменьшительно-ласкательной формы существительных с помощью суффикса –к- , -
чик- , -очк- ( роза - розочка).
- употребление существительных
в косвенных падежах: родительном падеже (с, со, из, от), творительном падеже
(над, под, перед).
- образование родственных слов
(Цветок, цветник, цветочный).
- образование изъяснительного
наклонения от глаголов повелительного (Бери, собирай).
- распространение предложений
определением, дополнением, обстоятельством места.
- составление сложносочиненных
предложений (Ромашка растет в поле, а роза – в саду).
Игровой плакат «Маленькие исследователи знакомятся с растениями (растения: лесные растения,
садовые цветы, полевые цветы)»
На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи:
- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных с помощью суффикса –к- , - чик- , -очк- ( роза - розочка).
- употребление существительных в косвенных падежах: родительном падеже
(с, со, из, от), творительном падеже (над, под, перед).
- образование родственных слов
(Цветок, цветник, цветочный).
- образование изъяснительного наклонения от глаголов повелительного (Бери, собирай).
- изменение глаголов по числам, лицам (Поливает – поливают).
- образование глаголов с разными приставками (Выросла, подросла, переросла).
- согласование числительных с существительными (Два одуванчика, три ландыша).
-составление сложносочиненных предложений (Ромашка растет в поле, а роза – в саду).
- составление сложноподчиненного предложения с союзом «потому что».
- пересказ короткого текста по вопросам. «Послушай и перескажи рассказ».
Игровой плакат «Насекомые»
На
занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию
связной устной речи:
- образование
уменьшительно-ласкательной формы существительных (паук – паучок).
- образование множественного
числа существительных (Комар – комары –
много комаров).
- изменение глаголов и
существительных по числам (Гудит жук – гудят жуки).-образование глаголов с разными
приставками (Подплыла, отплыла, переплыла).
-образование прилагательных от
существительных (Май - майский).
-согласование числительных с
существительными (Три бабочки, пять щук).
-образование наречий от
прилагательных (Яркий - ярко).
-образование сложных
прилагательных (Разноцветный,
желто-коричневы, трудолюбивый).
-составление предложения
по картине. (Паук плетет паутину).
-составление рассказа по сюжетной картине.
о способах употребления ягод в пищу; формировать знания о деревьях,
наиболее распространенных в данной местности (плодовых, лиственных);
формировать знания о внешнем виде домашних
животных, их детенышах; о частях тела животных; об отличительных признаках
животных (у лошади – грива, у коровы - рога); о месте обитания, приспособлении
к условиям жизни; о способе передвижения, способе питания; о труде человека по
уходу за животными; о профессии людей, которые ухаживают за животными; о мерах предосторожности при обращении с животными.
Цель: формировать знания:
- о деревьях, наиболее распространенных в данной местности;
- о строении дерева;
- об отличительных признаках деревьев (у березы – белый ствол),
листьев;
- о разнообразии растений в лесу, в парке, у воды (деревья, цветы,
грибы, ягоды);
- о правилах поведения в лесу, у воды.
Учить детей:
- узнавать и называть деревья;
- называть и показывать части
дерева (ствол, ветви, листья);
- называть и показывать по
сюжетной картинке, что растет в лесу;
- различать по внешнему виду
съедобные и несъедобные грибы, ягоды.
На
занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию
связной устной речи:
-образование
уменьшительно-ласкательной формы существительных с помощью суффикса –к- , -
чик- , -очк- - употребление
существительных в косвенных падежах: родительном падеже (с, со, из, от),
творительном падеже (над, под, перед).
- образование родственных слов (лес, лесник, лесной).
- образование изъяснительного наклонения от глаголов повелительного
(Бери, собирай).
Игровой плакат «В деревне
(домашние птицы)»
Цель: формировать знания:
-
о домашних птицах
и их птенцах;
-
о частях тела
птицы;
-
отличии домашних
птиц от диких;
-
о месте обитания птиц, способе их питания,
манере передвижения;
- о звуках,
издаваемых птицами (утка крякает);
- об уходе
человека за домашними птицами.
Учить детей:
-
узнавать и
называть птиц по внешнему виду;
-
показывать и
называть части тела птицы, определять, чем покрыто тело птицы;
-
называть и показывать птенцов;
-
определять
отличительные и общие черты домашних и диких птиц;
- определять место обитания птиц, способ их передвижения;
- узнавать птицу по звукам (кря-кря-кря – кто это? Что делает утка? Крякает).
Игровой плакат «Времена года»
Цель: закрепление знаний о признаках весны (лета, осени, зимы); о сезонных изменениях в жизни людей, животных, растений; о сезонном труде людей.
На
занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию
связной устной речи:
- изменение существительных
по числам (лужа - лужи);
- образование
уменьшительно-ласкательной формы существительных (трава-травка);
- образование глаголов
совершенного и несовершенного вида (идет- пришла);
- образование прилагательных
от существительных (лето -летний);
- согласование
прилагательных с существительными (зеленая травка);
- образование наречий от
прилагательных (теплый - тепло);
- составление рассказа по
сюжетной картинке.
Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи / Программа для специальных дошкольных учреждений/ авторы-составители Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. — Минск :НИО, 2007. — 280с.
Баль Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова, Минск: Адукация i выхаванне, 2010.
Подготовила учитель-дефектолог Грудько М.Г.
Методические рекомендации педагогам по формированию культуры речевого общения
Особенности развития речи ребенка
Учитель-дефектолог рекомендует
Сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях
Комментариев нет:
Отправить комментарий