Дидактические пособия - игровые плакаты на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи

Дидактические пособия - игровые плакаты на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи

    Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) — одна из наиболее многочисленных категорий лиц с особенностями психофизического развития. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой расстройство, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Часто ОНР препятствует усвоению учебной программы дошкольного образования. Дети с ОНР составляют значительную часть категории детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которые обучаются по соответствующей программе специального образования (в данном случае — на уровне дошкольного образования). Концептуальный подход к проблеме преодоления ОНР предполагает также учет своеобразия познавательной деятельности детей и комплексное планирование логопедической работы. Определяя содержание и методику коррекционных занятий, важно выявить и структуру расстройства (совокупность речевых и неречевых его проявлений), и те потенциальные речевые и познавательные возможности ребенка, которые учитель-дефектолог использует в работе. 
   Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что  позволяет трансформировать смысл в речевые действия.
        При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение актив­ным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грам­матические значения всегда более абстрактны, чем лекси­ческие, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. Своеобразие овладения граммати­ческим строем речи детьми с ОНР проявляется в более мед­ленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологи­ческой и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей кар­тины речевого развития. 
   При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре зна­чения слова, закономерностях формирования лексики и онто­генезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой пато­логией. С учетом этих факторов формирование лексики прово­дится по следующим направлениям:
  расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
  уточнение значений слов;
  формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
  организация семантических полей, лексической системы;
 активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. 
С данной целью для работы с детьми дошкольного возраста на индивидуальных и групповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи я использовала дидактические пособия - игровые плакаты. Пособия изготовлены на основе детского журнала "Мамино солнышко". В каждом пособии есть раздаточный материал. 
Игровые плакаты предназначены для закрепления у дошкольников знаний по определенной лексической теме. Дети в игровой форме знакомятся и закрепляют материал, что способствует развитию понимания речи; уточнению и обогащению словарного запаса; формированию практических навыков словоизменения и словообразования; построению различных типов предложений; обучению самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине). 
В течение учебного года на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи при работе с игровыми плакатами, дети учатся вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (ломает — рвет, мажет — клеит, прыгает — скачет). Формируется умение выделять части предмета. На основе понимания признаков предметов дети учатся их группировать в практической деятельности. В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Уточняется значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, происходит знакомство с универсальными способами образования слов: суффиксальным — для имен существительных и прилагательных, префиксальным — для глаголов. Одновременно с обогащением словарного запаса происходит грамматическое его оформление. Специально созданные игровые упражнения,  помогают в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся работа по формированию грамматически правильной речи обязательно опирается на реальные представления ребенка и постоянно совершенствующееся слуховое восприятие. Новая грамматическая форма закрепляется в упражнениях по словоизменению и словообразованию, по составлению словосочетаний и предложений. Составлять предложения по описанию и по содержанию различных действий на основе игровых плакатов,   дети подготавливаются к умению связно рассказывать об увиденном. 


                       Игровой плакат «Мир птиц»

Цель: формировать знания:
-  о внешнем виде птиц;
-  об основных частях тела птицы;
-  о способе передвижения, питании;
-  о необходимости перелета птиц в теплые страны.
Учить детей:
-  называть и различать птиц по внешним признакам;
-  называть и показывать части тела птицы;
-  сравнивать птиц по величине, цвету оперенья;
-  определять необходимость перелета птиц в теплые страны.
На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи:
-  образование существительных множественного числа от существительных единственного числа (Аист – аисты).
-  образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Лист – листок).
-  подбор действий к предмету (Ласточка что делает? кружится).
-  различение и употребление глаголов единственного  и множественного числа  (клюет – клюют); совершенного и несовершенного вида (кричит – кричал).
-  образование и употребление глаголов в прошедшем, настоящем, будущем времени (Летела – летит – будет летать).
-  образование глаголов  с разными приставками (Улетают, вылетают, перелетают).
-  подбор и согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (Красивый белый аист).
согласование прилагательных с существительными единственного и множественного числа (далекий край – далекие края), существительных с числительными (пять журавлей). 

Игровой плакат «В саду весной (цветы)»


Цель: формировать знания:

-         о многообразии цветов;

-       о месте их произрастания (сад, луг, поле, лес);

-       о строении растения (стебель, лист, цветок);

-       о назначении цветов (эстетическое наслаждение, лекарственное содер-жание).

Учить детей:

-       называть и показывать цветы, ягоды (4-5 видов);

-       выделять и называть части растения;

-       узнавать и называть цветы и ягоды по особенностям внешнего вида;

-       называть, где растут цветы, ягоды;

-       определить целесообразность и время сбора ягод, цветов;

-       определить ягоды по вкусу;

-       рассказывать, как употребляют ягоды в пищу.

На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи:

-  образование уменьшительно-ласкательной формы существительных с помощью суффикса –к- , - чик- , -очк- ( роза - розочка).

-  употребление существительных в косвенных падежах: родительном падеже (с, со, из, от), творительном падеже (над, под, перед).

-  образование родственных слов (Цветок, цветник, цветочный).

-  образование изъяснительного наклонения от глаголов повелительного (Бери, собирай).

-  распространение предложений определением, дополнением, обстоятельством места.

-  составление сложносочиненных предложений (Ромашка растет в поле, а роза – в саду). 

Игровой плакат «Маленькие исследователи знакомятся с растениями (растения: лесные растения,
садовые цветы, полевые цветы)»

Цель: формировать знания о многообразии цветов, о месте их произрастания (сад, луг, поле, лес); о строении растения (стебель, лист, цветок); о назначении цветов (эстетическое наслаждение, лекарственное содержание). Учить детей называть и показывать цветы (4-5 видов), выделять и называть части растения, узнавать и называть цветы по особенностям внешнего вида, называть, где растут цветы.

На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи:

- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных с помощью суффикса –к- , - чик- , -очк- ( роза - розочка).

- употребление существительных в косвенных падежах: родительном падеже (с, со, из, от), творительном падеже (над, под, перед).

- образование родственных слов (Цветок, цветник, цветочный).

- образование изъяснительного наклонения от глаголов повелительного (Бери, собирай).

- изменение глаголов по числам, лицам (Поливает – поливают).

- образование глаголов с разными приставками (Выросла, подросла, переросла).

- согласование числительных с существительными  (Два одуванчика, три ландыша).

-составление сложносочиненных предложений (Ромашка растет в поле, а роза – в саду).

- составление сложноподчиненного предложения с союзом «потому что».

- пересказ короткого текста по вопросам. «Послушай и перескажи рассказ».


Игровой плакат «Насекомые» 

Цель: формировать знания о многообразии насекомых, о внешних признаках насекомых, о строении насекомых (6 ног, крылья), о месте обитания насекомых, в природной среде и домашней обстановке. Учить детей называть и показывать насекомых, выделять и показывать части тела насекомых.

На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи:

- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (паук – паучок).

- образование множественного числа существительных (Комар – комары – много комаров).

- изменение глаголов и

существительных по числам (Гудит ж
ук – гудят жуки).

-образование глаголов с разными приставками (Подплыла, отплыла, переплыла).

-образование прилагательных от существительных (Май - майский).

-согласование числительных с существительными  (Три бабочки, пять щук).

-образование наречий от прилагательных (Яркий - ярко).

-образование сложных прилагательных (Разноцветный, желто-коричневы, трудолюбивый).

-составление предложения  по картине. (Паук плетет паутину).

-составление  рассказа по сюжетной картине.



Игровой плакат «В деревне: 
домашние животные, деревья, ягоды»

Цель: формировать знания о внешнем виде ягод; о месте произрастания ягод; о вкусе ягод; о времени сбора ягод;

о способах употребления ягод в пищу; формировать знания о деревьях, наиболее распространенных в данной местности (плодовых, лиственных); формировать знания о внешнем виде домашних животных, их детенышах; о частях тела животных; об отличительных признаках животных (у лошади – грива, у коровы - рога); о месте обитания, приспособлении к условиям жизни; о способе передвижения, способе питания; о труде человека по уходу за животными; о профессии людей, которые ухаживают за животными; о  мерах предосторожности при  обращении с животными.



  

  

Игровой плакат 
«В лесу, в парке, у воды (деревья)»

Цель: формировать знания:

- о деревьях, наиболее распространенных в данной местности;

- о строении дерева;

- об отличительных признаках деревьев (у березы – белый ствол), листьев;

- о разнообразии растений в лесу, в парке, у воды (деревья, цветы, грибы, ягоды);

- о правилах поведения в лесу, у воды.


Учить детей:

- узнавать и называть деревья;

-  называть и показывать части дерева (ствол, ветви, листья);

-  называть и показывать по сюжетной картинке, что растет в лесу;

-   различать по внешнему виду съедобные и несъедобные грибы, ягоды.

На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи:

-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных с помощью суффикса –к- , - чик- , -очк- - употребление существительных в косвенных падежах: родительном падеже (с, со, из, от), творительном падеже (над, под, перед).

- образование родственных слов (лес, лесник, лесной).

- образование изъяснительного наклонения от глаголов повелительного (Бери, собирай).

  


Игровой плакат «В деревне (домашние птицы)»

Цель: формировать знания:

-         о домашних птицах и их птенцах;

-         о частях тела птицы;

-         отличии домашних птиц от диких;

-        о месте обитания птиц, способе их питания, манере передвижения;

-     о звуках, издаваемых птицами (утка крякает);

-     об уходе человека за домашними птицами.

Учить детей:

-         узнавать и называть птиц по внешнему виду;

-         показывать и называть части тела птицы, определять, чем покрыто тело птицы;

-          называть и показывать птенцов;

-         определять отличительные и общие черты домашних и диких птиц;

-         определять место обитания птиц, способ их передвижения; 

-      узнавать птицу по звукам (кря-кря-кря – кто это? Что делает утка? Крякает).



Игровой плакат «Времена года»

Цель: закрепление знаний о признаках весны (лета, осени, зимы); о сезонных изменениях в жизни людей, животных, растений; о сезонном труде людей.

На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи:

- изменение существительных по числам (лужа - лужи);

- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (трава-травка);

- образование глаголов совершенного и несовершенного вида (идет- пришла);

- образование прилагательных от существительных (лето -летний);

- согласование прилагательных с существительными (зеленая травка);

- образование наречий от прилагательных (теплый - тепло);

- составление рассказа по сюжетной картинке.

ЛИТЕРАТУРА

Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи / Программа для специальных дошкольных учреждений/ авторы-составители Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. — Минск :НИО, 2007. — 280с.

Баль Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова, Минск: Адукация i выхаванне, 2010.






Комментариев нет:

Отправить комментарий