Сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования


Сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования
Исследователи рассматривают сопровождение ребёнка с ООП в образовательном пространстве в качестве варианта мультидисциплинарного подхода, что обеспечивает единство педагогической, психологической, медицинской и социальной работы и включает диагностический, проблемный и субъектный компоненты. Понятие сопровождения рассматривается в контексте определения, предложенного Л. М. Шипицыной, в соответствии с которым в его основе лежит системно-ориентированный подход, позволяющий сделать приоритетным внутренний потенциал развития личности.
Сопровождение как процесс и социально-психологический феномен рассматривается исследователями в качестве деятельности (целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой определяются и создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка); метода («обеспечивает создание условий для принятия личностью оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора»); технологии (последовательное выполнение чётко определённых действий).
Под психолого-педагогическим сопровождением понимается адресная, комплексная, согласованная система деятельности группы специалистов (учителей (педагогов), учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, инструкторов ЛФК, эрготерапевтов и др.), направленная на создание адекватных психологическому и физическому состоянию каждого ребёнка условий для успешной  реализации своего социально-личностного и учебного потенциала в образовательном пространстве. При этом следует помнить о субъектной позиции участников сопровождения — активного взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего(их), направленного на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.
Основной функциональной нагрузкой психолого-педагогического сопровождения детей с ООП, в том числе и детей с ОПФР, в инклюзивном образовательном пространстве являются взаимопереплетающиеся и взаимодополняющие процессы диагностирования (установление особенностей физического, психического и личностного развития ребёнка, его ведущей деятельности, общения и взаимодействия, а также определение качества и содержания его сопровождения в образовательном пространстве), консультирования (работа учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога с ближайшим окружением ребёнка; взаимодействие учителя и учителя-дефектолога по созданию условий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребёнка), ассистирования (оказание непосредственной помощи ребёнку с ОПФР в образовательном пространстве в организации учебной (игровой) деятельности), оказания помощи и поддержки.
Взаимодействие педагогов и специалистов в условиях инклюзивного образовательного пространства предполагает комплексность в определении затруднений ребёнка и поиска эффективных решений, предоставление квалифицированной помощи специалистов различного профиля, многоаспектный анализ познавательного, эмоционального и социального развития ребёнка, составление комплексных индивидуальных программ развития и коррекционно-педагогической помощи в решении задач речевого, познавательного, эмоционально-волевого и личностного развития.
Сопровождение «особого» ребёнка в инклюзивном образовательном пространстве осуществляется группой специалистов (педагог класса (группы), учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, эрготерапевт и др.). В деятельности такой группы также принимают участие родители детей с ОПФР, а также администрация учреждения образования.
Взаимодействие участников группы сопровождения организуется по типу команды. Такое командное взаимодействие имеет как вертикальную направленность (административный вектор), так и горизонтальную (содержательный вектор), что обеспечивает целостность процесса сопровождения.
Административный вектор определяет состав группы специалистов, способных решить задачу эффективного сопровождения ребёнка в образовательном пространстве: оценивает возможности специалистов учреждения образования и принимает решение о необходимости привлечения дополнительных ресурсов; формирует группу сопровождения и организует её работу; обеспечивает условия реализации программы сопровождения ребёнка, а также социальное партнёрство и возможности сетевого взаимодействия.
Содержательный вектор определяет характер и пути сопровождения ребёнка с ОПФР и его семьи в учреждении образования: формирование образовательного маршрута ребёнка; составление и реализация индивидуальной образовательной программы; планирование конкретных действий группы сопровождения и прогнозирование результатов её деятельности; определение границ поля деятельности каждого специалиста группы сопровождения; установление каналов, периодичности, формы и содержания коммуникации и обмена информацией между специалистами группы по вопросам эффективности предложенного образовательного маршрута  и индивидуальной программы ребёнка; осуществление необходимых корректирующих действий.
Административный и содержательный векторы взаимосвязаны: административные обеспечивают деятельность группы сопровождения в содержательном векторе, а запросы содержательного вектора требуют учёта в виде административных решений, реализация которых отражается на деятельности отдельных специалистов группы сопровождения.
В практике работы группы сопровождения могут быть использованы следующие формы работы:
1) малые совещания, проводимые на этапах организации сопровождения и реализации индивидуальной образовательной программы в случаях, когда требуются согласованные действия двух-трёх специалистов без вынесения коллегиального решения. Например, у ребёнка во время занятий участились выраженные эмоциональные реакции в виде плача. Малое совещание, целью которого является выработка стратегии взаимодействия и общения с ребёнком, направленной на погашение или трансформацию эмоциональной реакции в какой-либо вид деятельности, проводится педагогом класса и педагогом-психологом;
2) взаимоконсультирование (обмен знаниями и опытом), целью которого является более глубокое понимание затруднений ребёнка на этапе планирования и реализации индивидуальной образовательной программы;
3) супервизия, целью которой является оказание профессиональной помощи какому-то из специалистов группы сопровождения в определении стратегии деятельности в затруднительных случаях. Супервизия может быть как индивидуальной (супервизором выступает наиболее опытный из коллег) или групповой (объединение опытных специалистов под контролем ведущего).
4) внешнее сотрудничество, целью которого является нахождение и использование дополнительных ресурсов.
Основными аспектами работы группы сопровождения инклюзивной практики являются: обеспечение инклюзивности как принципа организации образовательного пространства, создания образовательной среды учреждения образования и формирования инклюзивной культуры всех его участников; содержание образовательного процесса в условиях инклюзивного образования.
В качестве основных направлений деятельности группы сопровождения можно назвать:
• проведение комплексной диагностики объекта сопровождения;
• разработку индивидуальных образовательных программ и их согласование с общей образовательной программой (разумная модификация образовательных программ);
• планирование действий по включению детей с ОПФР в детский коллектив в начале учебного года;
• обсуждение содержания и направлений работы по организации сотрудничества и взаимодействия родителей детей всего класса (группы);
• анализ сложных нестандартных ситуаций развития, обучения, воспитания, взаимодействия и общения детей;
• определение оптимального объёма помощи ребёнку с ОПФР и др.
Участники группы сопровождения:
·        - заместитель директора (заведующего), курирующий вопросы интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования;
·        - учитель-дефектолог;
·        - педагог-психолог;
·        - педагог социальный;
·        - классный руководитель (воспитатель);
·        - учителя-предметники (узкие специалисты);
·        - тьютор (ассистент, помощник педагога) и др.
·        - родители (законные представители) ребенка с ОПФР.
Документация группы психолого-педагогического сопровождения:
·        Приказ о создании группы психолого-педагогического сопровождения.
·        План работы группы сопровождения детей с ОПФР, утвержденный руководителем учреждения.
·        Индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОПФР.
·        Рабочие материалы заседаний группы (протоколы, содержание вопросов, рассматриваемых на заседаниях, аналитические материалы результативности работы группы).
·        Аналитический отчет о работе группы за год.
Заместитель директора  по учебной работе, курирующий организацию интегрированного обучения и воспитания
Направления:
·        Организация необходимой адаптивной образовательной среды для ребенка с ОПФР (архитектурная безбарьерная среда, специальные средства обучения, учебники и учебные пособия; специальные условия обучения и др.).
·        Составление учебных планов классов интегрированного обучения и воспитания.
·        Организация и координация деятельности группы психолого-педагогического сопровождения в учреждении образования.
·        Контроль за деятельностью группы сопровождения, анализ её результативности.
·        Просвещение и консультирование педагогического коллектива по вопросам организации интегрированного обучения и воспитания, формированию позитивного отношения к детям с ОПФР и интегрированному обучению и воспитанию.
·        Просвещение и консультирование родителей.
Учитель-дефектолог:
Цель деятельности: создание адекватных условий для обучения и воспитания учащихся с ОПФР с учетом его особых образовательных потребностей.
Направления:
Диагностика:
·        Определение уровня сформированности учебных умений и навыков (совместно с учителями-предметниками).
·        Определение особенностей развития познавательных процессов.
·        Систематическое наблюдение за динамикой развития, мониторинг учебных достижений (совместно с учителями-предметниками).
·        Определение дальнейшего образовательного маршрута и возможностей профессионального обучения с учетом особых образовательных потребностей (совместно с педагогом-психологом).
·        Выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (совместно с классным руководителем).
Обучение, коррекция и развитие:
·        Составление календарно-тематического планирования (совместно с учителями-предметниками).
·        Составление планирования коррекционных занятий.
·        Проведение учебных занятий по отдельным предметам учебного плана.
·        Проведение коррекционных занятий согласно учебного плана.
Просвещение, консультирование:
·        Консультирование администрации учреждения образования, педагогов по вопросам создания в учреждении адаптивной образовательной среды.
·        Консультирование педагогов, разработка рекомендаций по использованию на уроках специальных методов и приемов работы, дифференциации учебного материала с учетом особых образовательных потребностей ученика с ОПФР.
·        Формирование позитивного отношения к людям с ОПФР у участников образовательного процесса.
·        Консультирование и педагогическое просвещение родителей.
Воспитатель
Цель деятельности: создание условий для успешной адаптации ученика с ОПФР в классном коллективе.
Направления:
Диагностика:
·        Выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (совместно с учителем-дефектологом).
·        Определение внеучебных интересов и склонностей.
·        Определение особенностей классного коллектива и социального статуса ребенка с ОПФР (совместно с педагогом-психологом).
Воспитание, коррекция и развитие:
·        Создание благоприятного микроклимата в классном коллективе.
·        Стимулирование и поощрение дружеских отношений с учащимися с ОПФР.
·        Обеспечение возможности самовыражения ученика с ОПФР.
·        Развитие произвольной регуляции поведения.
·        Включение учащихся с ОПФР в активное участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях.
·        Профинформирование и профпросвещение (совместно с социальным педагогом).
Консультирование и просвещение родителей, учащихся.
Педагог-психолог
Цель деятельности: психологическая диагностика, коррекция, развитие личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ОПФР, гармонизация межличностных отношений в классе интегрированного обучения и воспитания.
Направления: Диагностика:
·        Определение особенностей развития личности, уровня адаптации в коллективе, мотивации к обучению.
·        Определение особенностей классного коллектива и социального статуса ребенка с ОПФР (совместно с классным руководителем).
·        Определение профессиональных интересов и намерений (совместно с учителем-дефектологом).
Коррекция и развитие:
·        Проведение коррекционных занятий, направленных на:
·        - развитие эмоционально-волевой сферы и коррекция ее нарушений;
·        - формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
·        - формирование мотивации к обучению;
·        - развитие профессионального самоопределения (совместно с учителем-дефектологом).
·        Формирование позитивного отношения к лицам с ОПФР у участников образовательного процесса.
·        Гармонизация взаимоотношений в детском коллективе, обучение учащихся конструктивным способам взаимодействия, развитие коммуникативных навыков.
Просвещение, консультирование:
·        Консультирование педагогов, родителей, разработка рекомендаций
·        для участников образовательного процесса.
Социальный педагог
Цель деятельности: обеспечение социальной поддержки семьи, воспитывающей  ребенка с ОПФР, организация участия ребенка с ОПФР в социально значимой деятельности.
Направления:
Диагностика:
·        Изучение условий жизни и особенностей семейного воспитания ребенка с ОПФР (совместно с классным руководителем).
·        Изучение социально-психологического микроклимата и стиля семейного воспитания (совместно с педагогом-психологом).
Воспитание, коррекция и развитие:
·        Мониторинг внеклассной и внешкольной занятости, помощь  в организации досуга.
·        Контроль за организацией оздоровления в период каникул.
·        Профинформирование и профпросвещение (совместно с классным руководителем).
Просвещение, консультирование: Консультирование педагогов, родителей.
Исследователи выделяют ряд принципов работы группы сопровождения:
• признание и принятие инклюзивного образования как образовательной идеологии и стратегии;
• готовность каждого участника группы к овладению новыми знаниями и компетенциями;
• взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, искренность всех участников группы сопровождения;
• чёткое распределение функций и ответственности за результаты общей работы;
• оптимальность использования профессиональных ресурсов каждого специалиста.
Ребёнок с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, организуемом и осуществляемом группой специалистов. Среди основных направлений такого сопровождения
• психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса специалистами группы психолого- педагогического сопровождения или специалистами ресурсного центра инклюзивного образования;
• сопровождение ребёнка с ООП ассистентом (тьютором) на протяжении учебного дня — полное (в соответствии с учебной нагрузкой ребёнка) или частичное (ряд учебных предметов и занятий дополнительного образования);
• занятия (индивидуальные или подгрупповые) с педагогом- психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования;
• занятия (индивидуальные или подгрупповые) с учителем- дефектологом по формированию необходимых учебных навыков, проведение занятий по социально-бытовой ориентировке (СБО);
• занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативной функции речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи.
Сопровождение ребёнка с ОПФР можно определить как «процесс проектирования образовательной среды, исходящий из общегуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребёнка (создание условий для максимально успешного обучения данного конкретного ребёнка), опираясь на возрастные нормативы развития как критерии адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребёнка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей.
Говоря об инклюзивном образовании, не следует забывать, что объектами сопровождения оказываются не только дети с особыми образовательными нуждами, но и их родители.
Родители, родительская инициатива являются мощным фактором, способным повлиять на эффективность инклюзивного образования, а также психологический комфорт всех участников образовательного пространства. При этом следует помнить, что успешность работы во многом зависит от согласованного профессионального взаимодействия учителя с родителями как обычных, так и «особых» детей, его умения объединить их в решении задач обучения, воспитания, социализации. Характер этого взаимодействия обусловливается социальными, профессиональными, личностными позициями каждого участника, с одной стороны, а также продуманностью системы работы учителя по организации педагогического сопровождения родителей — с другой.
В работе с родителями в условиях инклюзивного образования можно выделить такие основные составляющие: поддержка родителей детей с ОПФР, просветительская работа с родителями обычных детей, их подготовка к совместному обучению всех детей и работа со всеми родителями класса на основе партнёрских отношений.
Организуя работу с родителями, учитель ставит перед собой ряд задач:
установление партнёрских отношений с родителями;
объединение усилий родителей всех детей класса для развития, обучения, воспитания, социализации детей;
создание атмосферы общности интересов;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;
личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивного поведения.

Литература:
1    1.Лемех, Е.А. Психологическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования/ Е.А.Лемех// Вестник МГИРО. – 2014. – № 2 (17). – С. 36-40.
   2.Лемех, Е. А. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования / Е. А. Лемех, О. Ю. Светлакова // Проблемы формирования инклюзивной компетентности специалистов педагогических специальностей : сб. материалов II международной научно-практической конференции, г. Барановичи, 27 апреля 2017 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Баранович. гос. ун-т, фак. педагогики и психологии ; редкол. : Е. А. Клещѐва (гл. ред.) [и др.]. – Барановичи : БарГУ, 2017.

Консультацию подготовила учитель-дефектолог
Грудько Майя  Георгиевна

       смотрите также: 








Комментариев нет:

Отправить комментарий