Сопровождение
ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного
образования
Исследователи
рассматривают сопровождение ребёнка с ООП в образовательном пространстве в
качестве варианта мультидисциплинарного подхода, что обеспечивает единство
педагогической, психологической, медицинской и социальной работы и включает
диагностический, проблемный и субъектный компоненты. Понятие сопровождения
рассматривается в контексте определения, предложенного Л. М. Шипицыной, в
соответствии с которым в его основе лежит системно-ориентированный подход,
позволяющий сделать приоритетным внутренний потенциал развития личности.
Сопровождение как
процесс и социально-психологический феномен рассматривается исследователями в
качестве деятельности (целостная,
системно организованная деятельность, в процессе которой определяются и
создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного
обучения и развития каждого ребёнка); метода («обеспечивает создание
условий для принятия личностью оптимальных решений в различных ситуациях
жизненного выбора»); технологии
(последовательное выполнение чётко определённых действий).
Под психолого-педагогическим сопровождением понимается адресная, комплексная,
согласованная система деятельности группы специалистов (учителей (педагогов),
учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, инструкторов
ЛФК, эрготерапевтов и др.), направленная на создание адекватных
психологическому и физическому состоянию каждого ребёнка условий для
успешной реализации своего
социально-личностного и учебного потенциала в образовательном пространстве. При
этом следует помнить о субъектной позиции участников сопровождения — активного
взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего(их), направленного на
разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.
Основной функциональной нагрузкой психолого-педагогического
сопровождения детей с ООП, в том числе и детей с ОПФР, в инклюзивном образовательном пространстве
являются взаимопереплетающиеся и взаимодополняющие процессы диагностирования
(установление особенностей физического, психического и личностного развития
ребёнка, его ведущей деятельности, общения и взаимодействия, а также
определение качества и содержания его сопровождения в образовательном
пространстве), консультирования (работа учителя-дефектолога,
педагога-психолога, социального педагога с ближайшим окружением ребёнка;
взаимодействие учителя и учителя-дефектолога по созданию условий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребёнка),
ассистирования (оказание непосредственной помощи ребёнку с ОПФР в
образовательном пространстве в организации учебной (игровой) деятельности),
оказания помощи и поддержки.
Взаимодействие педагогов и специалистов в условиях инклюзивного
образовательного пространства предполагает комплексность в определении
затруднений ребёнка и поиска эффективных решений, предоставление
квалифицированной помощи специалистов различного профиля, многоаспектный анализ
познавательного, эмоционального и социального развития ребёнка, составление
комплексных индивидуальных программ развития и коррекционно-педагогической
помощи в решении задач речевого, познавательного, эмоционально-волевого и
личностного развития.
Сопровождение «особого» ребёнка в инклюзивном образовательном
пространстве осуществляется группой специалистов (педагог класса (группы),
учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, эрготерапевт и др.).
В деятельности такой группы также принимают участие родители детей с ОПФР, а
также администрация учреждения образования.
Взаимодействие участников
группы сопровождения организуется по типу команды. Такое командное
взаимодействие имеет как вертикальную направленность (административный вектор),
так и горизонтальную (содержательный вектор), что обеспечивает целостность
процесса сопровождения.
Административный вектор определяет состав группы специалистов, способных
решить задачу эффективного сопровождения ребёнка в образовательном
пространстве: оценивает возможности специалистов учреждения образования и
принимает решение о необходимости привлечения дополнительных ресурсов;
формирует группу сопровождения и организует её работу; обеспечивает условия
реализации программы сопровождения ребёнка, а также социальное партнёрство и
возможности сетевого взаимодействия.
Содержательный вектор определяет характер и пути сопровождения ребёнка с ОПФР и
его семьи в учреждении образования: формирование образовательного маршрута
ребёнка; составление и реализация индивидуальной образовательной программы;
планирование конкретных действий группы сопровождения и прогнозирование
результатов её деятельности; определение границ поля деятельности каждого
специалиста группы сопровождения; установление каналов, периодичности, формы и
содержания коммуникации и обмена информацией между специалистами группы по
вопросам эффективности предложенного образовательного маршрута и индивидуальной программы ребёнка;
осуществление необходимых корректирующих действий.
Административный и
содержательный векторы взаимосвязаны: административные обеспечивают
деятельность группы сопровождения в содержательном векторе, а запросы
содержательного вектора требуют учёта в виде административных решений,
реализация которых отражается на деятельности отдельных специалистов группы
сопровождения.
В практике работы группы сопровождения могут быть
использованы следующие формы работы:
1) малые совещания, проводимые на этапах организации сопровождения и реализации
индивидуальной образовательной программы в случаях, когда требуются
согласованные действия двух-трёх специалистов без вынесения коллегиального
решения. Например, у ребёнка во время занятий участились выраженные
эмоциональные реакции в виде плача. Малое совещание, целью которого является
выработка стратегии взаимодействия и общения с ребёнком, направленной на
погашение или трансформацию эмоциональной реакции в какой-либо вид
деятельности, проводится педагогом класса и педагогом-психологом;
2) взаимоконсультирование (обмен знаниями и опытом), целью которого является более глубокое
понимание затруднений ребёнка на этапе планирования и реализации индивидуальной
образовательной программы;
3) супервизия, целью
которой является оказание профессиональной помощи какому-то из специалистов
группы сопровождения в определении стратегии деятельности в затруднительных
случаях. Супервизия может быть как индивидуальной (супервизором выступает
наиболее опытный из коллег) или групповой (объединение опытных специалистов под
контролем ведущего).
4) внешнее сотрудничество, целью которого является нахождение и использование дополнительных
ресурсов.
Основными аспектами
работы группы сопровождения инклюзивной практики являются: обеспечение
инклюзивности как принципа организации образовательного пространства, создания
образовательной среды учреждения образования и формирования инклюзивной
культуры всех его участников; содержание образовательного процесса в условиях
инклюзивного образования.
В качестве основных направлений деятельности группы
сопровождения можно назвать:
•
проведение комплексной диагностики объекта сопровождения;
•
разработку индивидуальных образовательных программ и их согласование с общей
образовательной программой (разумная модификация образовательных программ);
•
планирование действий по включению детей с ОПФР в детский коллектив в начале
учебного года;
•
обсуждение содержания и направлений работы по организации сотрудничества и
взаимодействия родителей детей всего класса (группы);
•
анализ сложных нестандартных ситуаций развития, обучения, воспитания,
взаимодействия и общения детей;
•
определение оптимального объёма помощи ребёнку с ОПФР и др.
Участники группы сопровождения:
·
- заместитель директора
(заведующего), курирующий вопросы интегрированного обучения и воспитания и
инклюзивного образования;
·
- учитель-дефектолог;
·
- педагог-психолог;
·
- педагог социальный;
·
- классный руководитель
(воспитатель);
·
- учителя-предметники (узкие
специалисты);
·
- тьютор (ассистент, помощник
педагога) и др.
·
- родители (законные
представители) ребенка с ОПФР.
Документация группы
психолого-педагогического сопровождения:
·
Приказ о создании группы
психолого-педагогического сопровождения.
·
План работы группы
сопровождения детей с ОПФР, утвержденный руководителем учреждения.
·
Индивидуальные карты
психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОПФР.
·
Рабочие материалы заседаний
группы (протоколы, содержание вопросов, рассматриваемых на заседаниях,
аналитические материалы результативности работы группы).
·
Аналитический отчет о работе
группы за год.
Заместитель директора по
учебной работе, курирующий организацию интегрированного обучения и воспитания
Направления:
·
Организация необходимой
адаптивной образовательной среды для ребенка с ОПФР (архитектурная безбарьерная
среда, специальные средства обучения, учебники и учебные пособия; специальные
условия обучения и др.).
·
Составление учебных планов
классов интегрированного обучения и воспитания.
·
Организация и координация
деятельности группы психолого-педагогического сопровождения в учреждении
образования.
·
Контроль за деятельностью группы
сопровождения, анализ её результативности.
·
Просвещение и консультирование
педагогического коллектива по вопросам организации интегрированного обучения и
воспитания, формированию позитивного отношения к детям с ОПФР и
интегрированному обучению и воспитанию.
·
Просвещение и консультирование
родителей.
Учитель-дефектолог:
Цель деятельности: создание
адекватных условий для обучения и воспитания учащихся с ОПФР с учетом его
особых образовательных потребностей.
Направления:
Диагностика:
·
Определение уровня сформированности
учебных умений и навыков (совместно с учителями-предметниками).
·
Определение особенностей
развития познавательных процессов.
·
Систематическое наблюдение за
динамикой развития, мониторинг учебных достижений (совместно с
учителями-предметниками).
·
Определение дальнейшего
образовательного маршрута и возможностей профессионального обучения с учетом
особых образовательных потребностей (совместно с педагогом-психологом).
·
Выявление уровня
сформированности целенаправленной деятельности (совместно с классным
руководителем).
Обучение, коррекция и развитие:
·
Составление
календарно-тематического планирования (совместно с учителями-предметниками).
·
Составление планирования
коррекционных занятий.
·
Проведение учебных занятий по
отдельным предметам учебного плана.
·
Проведение коррекционных
занятий согласно учебного плана.
Просвещение, консультирование:
·
Консультирование администрации
учреждения образования, педагогов по вопросам создания в учреждении адаптивной
образовательной среды.
·
Консультирование педагогов, разработка
рекомендаций по использованию на уроках специальных методов и приемов работы,
дифференциации учебного материала с учетом особых образовательных потребностей
ученика с ОПФР.
·
Формирование позитивного
отношения к людям с ОПФР у участников образовательного процесса.
·
Консультирование и
педагогическое просвещение родителей.
Воспитатель
Цель деятельности: создание
условий для успешной адаптации ученика с ОПФР в классном коллективе.
Направления:
Диагностика:
·
Выявление уровня
сформированности целенаправленной деятельности (совместно с
учителем-дефектологом).
·
Определение внеучебных
интересов и склонностей.
·
Определение особенностей
классного коллектива и социального статуса ребенка с ОПФР (совместно с
педагогом-психологом).
Воспитание, коррекция и развитие:
·
Создание благоприятного
микроклимата в классном коллективе.
·
Стимулирование и поощрение
дружеских отношений с учащимися с ОПФР.
·
Обеспечение возможности
самовыражения ученика с ОПФР.
·
Развитие произвольной
регуляции поведения.
·
Включение учащихся с ОПФР в
активное участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях.
·
Профинформирование и
профпросвещение (совместно с социальным педагогом).
Консультирование и просвещение родителей, учащихся.
Педагог-психолог
Цель деятельности:
психологическая диагностика, коррекция, развитие личности и
эмоционально-волевой сферы ребенка с ОПФР, гармонизация межличностных отношений
в классе интегрированного обучения и воспитания.
Направления: Диагностика:
·
Определение особенностей
развития личности, уровня адаптации в коллективе, мотивации к обучению.
·
Определение особенностей
классного коллектива и социального статуса ребенка с ОПФР (совместно с классным
руководителем).
·
Определение профессиональных
интересов и намерений (совместно с учителем-дефектологом).
Коррекция и развитие:
·
Проведение коррекционных
занятий, направленных на:
·
- развитие
эмоционально-волевой сферы и коррекция ее нарушений;
·
- формирование произвольной
регуляции деятельности и поведения;
·
- формирование мотивации к
обучению;
·
- развитие профессионального
самоопределения (совместно с учителем-дефектологом).
·
Формирование позитивного
отношения к лицам с ОПФР у участников образовательного процесса.
·
Гармонизация взаимоотношений в
детском коллективе, обучение учащихся конструктивным способам взаимодействия,
развитие коммуникативных навыков.
Просвещение, консультирование:
·
Консультирование педагогов,
родителей, разработка рекомендаций
·
для участников
образовательного процесса.
Социальный педагог
Цель деятельности: обеспечение
социальной поддержки семьи, воспитывающей
ребенка с ОПФР, организация участия ребенка с ОПФР в социально значимой
деятельности.
Направления:
Диагностика:
·
Изучение условий жизни и
особенностей семейного воспитания ребенка с ОПФР (совместно с классным
руководителем).
·
Изучение
социально-психологического микроклимата и стиля семейного воспитания (совместно
с педагогом-психологом).
Воспитание, коррекция и
развитие:
·
Мониторинг внеклассной и
внешкольной занятости, помощь в
организации досуга.
·
Контроль за организацией
оздоровления в период каникул.
·
Профинформирование и
профпросвещение (совместно с классным руководителем).
Просвещение, консультирование: Консультирование педагогов, родителей.
Исследователи выделяют
ряд принципов работы группы сопровождения:
• признание и
принятие инклюзивного образования как образовательной идеологии и стратегии;
• готовность
каждого участника группы к овладению новыми знаниями и компетенциями;
• взаимоуважение,
взаимопонимание, взаимопомощь, искренность всех участников группы
сопровождения;
• чёткое
распределение функций и ответственности за результаты общей работы;
• оптимальность
использования профессиональных ресурсов каждого специалиста.
Ребёнок с особыми
образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования нуждается в
психолого-педагогическом сопровождении, организуемом и осуществляемом группой
специалистов. Среди основных направлений такого сопровождения
•
психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного
процесса специалистами группы психолого- педагогического сопровождения или
специалистами ресурсного центра инклюзивного образования;
•
сопровождение ребёнка с ООП ассистентом (тьютором) на протяжении учебного дня —
полное (в соответствии с учебной нагрузкой ребёнка) или частичное (ряд учебных
предметов и занятий дополнительного образования);
• занятия
(индивидуальные или подгрупповые) с педагогом- психологом по формированию
коммуникативных навыков, навыков социального функционирования;
• занятия
(индивидуальные или подгрупповые) с учителем- дефектологом по формированию
необходимых учебных навыков, проведение занятий по социально-бытовой
ориентировке (СБО);
• занятия с
логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативной функции
речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной
речи.
Сопровождение ребёнка с
ОПФР можно определить как «процесс проектирования образовательной среды,
исходящий из общегуманистического подхода к необходимости максимального
раскрытия возможностей и личностного потенциала ребёнка (создание условий для
максимально успешного обучения данного конкретного ребёнка), опираясь на
возрастные нормативы развития как критерии адекватности образовательных
воздействий, в логике собственного развития ребёнка, приоритетности его
потребностей, целей и ценностей.
Говоря об инклюзивном
образовании, не следует забывать, что объектами сопровождения оказываются не
только дети с особыми образовательными нуждами, но и их родители.
Родители, родительская
инициатива являются мощным фактором, способным повлиять на эффективность
инклюзивного образования, а также психологический комфорт всех участников
образовательного пространства. При этом следует помнить, что успешность работы
во многом зависит от согласованного профессионального взаимодействия учителя с
родителями как обычных, так и «особых» детей, его умения объединить их в
решении задач обучения, воспитания, социализации. Характер этого взаимодействия
обусловливается социальными, профессиональными, личностными позициями каждого
участника, с одной стороны, а также продуманностью системы работы учителя по
организации педагогического сопровождения родителей — с другой.
В работе с родителями в
условиях инклюзивного образования можно выделить такие основные составляющие:
поддержка родителей детей с ОПФР, просветительская работа с родителями обычных
детей, их подготовка к совместному обучению всех детей и работа со всеми
родителями класса на основе партнёрских отношений.
Организуя работу с
родителями, учитель ставит перед собой ряд задач:
установление партнёрских
отношений с родителями;
объединение усилий
родителей всех детей класса для развития, обучения, воспитания, социализации
детей;
создание атмосферы
общности интересов;
активизация и обогащение
воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных
педагогических возможностях;
личностное и социальное
развитие родителей, формирование навыков социальной активности и
конструктивного поведения.
Литература:
1 1.Лемех, Е.А. Психологическое сопровождение
детей с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования/
Е.А.Лемех// Вестник МГИРО. – 2014. – № 2 (17). – С. 36-40.
2.Лемех, Е. А.
Особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей с
особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования /
Е. А. Лемех, О. Ю. Светлакова // Проблемы формирования инклюзивной
компетентности специалистов педагогических специальностей : сб. материалов II
международной научно-практической конференции, г. Барановичи, 27 апреля 2017 г.
/ М-во образования Респ. Беларусь, Баранович. гос. ун-т, фак. педагогики и
психологии ; редкол. : Е. А. Клещѐва (гл. ред.) [и др.]. – Барановичи : БарГУ,
2017.
Консультацию подготовила
учитель-дефектолог
Грудько
Майя Георгиевна
смотрите также:
Комментариев нет:
Отправить комментарий