Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о речевом развитии ребёнка. Как его ускорить и сделать этот процесс обучения интересным и увлекательным для малыша.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать окружающий мир.
Уважаемые взрослые! Вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка - это бесконтрольно пустить все на самотек.
Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займемся пальчиковой гимнастикой и играми с ладошками.
В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи?
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые и "ладонные" игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится "вершителем" игры, и слова, и движения - все ему подвластно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Игры и упражнения, приведенные ниже, адресованы в первую очередь маме и малышу, однако могут быть использованы и в практике педагогов, психологов, логопедов, работающих с маленькими детьми.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.
Пассивная гимнастика для пальцев рук.
- Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что "мы погреем ручки". Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность - 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.
- При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.
- При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.
- При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.
- Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.
- Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик.
- Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.
- Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.
Надеемся, что такая "игра" с ребенком доставит радость и удовольствие и Вам, и малышу, оживит ваш интерес к овладению бесценным даром слова.
Хотелось бы, чтобы родители прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помогли бы ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.
Успехов вам, взрослые и дети!
Предлагаемые пальчиковые игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления, особенно такие игры важны для коррекционной работы. Они также могут быть использованы для отвлечения от занятий, для праздничных выступлений, как самостоятельный вид деятельности.
Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка. Пальчиковые игры, предполагающие тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют теплые взаимоотношения между детьми и взрослыми.
Насколько ребенку понравится игра зависит во многом от взрослого. Для самых маленьких важно спокойное, ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение к детям. Имейте в виду, что со временем пальчиковые игры следует выполнять каждой рукой. Движения своей правой руки и левой дети воспринимают по-разному, так как они контролируются разными полушариями мозга.
Рекомендации:
· При выборе игр руководствуйтесь опытом детей. Если в предложенной игре используются герои, образы или понятия, незнакомые ребенку, сначала познакомьтесь с ними в беседе с использование картинок.
· Перед игрой с детьми необходимо обсудить ее содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст эмоциональный настрой.
· Выполнять упражнение следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
· При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
· Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
При разучивании пальчиковых игр возможны следующие варианты исполнения:
1. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка, или какие-либо движения выполнятся в контакте с ребенком: поглаживание, перебирание пальцами по спине.
2. Взрослый показывает игру без физического контакта.
3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, при этом проговаривает текст взрослый.
4. Движения выполняет ребенок с необходимой помощью взрослого, текст проговаривает взрослый.
5. И говорит, и показывает ребенок, а взрослый помогает и подсказывает.
6. Ребенок показывает песенку-игру другому ребенку, или обучает другого ребенка.
Примеры пальчиковых игр.
Левая и правая
Игровое упражнение можно выполнять стоя, сидя на стуле, а также лежа на животе. Можно «ходить» не ножками, а ручками (*).
Вот левая, вот правая, их только так зовут. По очереди поднимаем то правую, то левую ногу.*
И левая и правая пошли одни гулять. Поднять ноги * поочередно в сответствии с текстом, потом идти вперед.
Нашли большую лужу и стали в ней скакать. Прыгать на месте.
Вот мокрые, холодные идут одни едва. Идем вперед
Вдруг левая и правая повстречали льва. По очереди поднять ноги*
А он открыл большую пасть и страшно так рычит. Изображение льва: открыть рот, показать зубы, рычать.
Что левая бежит домой и правая бежит домой. Бежим.
До дома добежали – смотрите, обе тут. Бежим, а в конце фразы – останавливаемся.
Где левая и правая не разобрать самим. «Перекаты» с пятки на носок, ноги вместе (или с ладони на пальцы).
Скорее посмотрите и подскажите им. Вытягиваем ноги* вперед, ищем правую и левую.
Помощники
Маленькая Катя умницей была. Сгибают-разгибают большой палец правой (левой) руки (остальные сжаты в кулак)
В комнате работу всем зверям нашла. Дотрагиваются большим пальцем до кончика других пальцев (последовательно, в ритме).
Чашечки собачка моет язычком. Левая рука – чашечка, скребем пальцами правой руки по ее ладони, движение «от себя» тыльной стороной пальцев.
Мышка подбирает крошки под столом. Щипают пальцем правой руки ладонь левой.
Кошка коготками лавочку скребет. Скрести согнутыми пальцами ладонь левой руки.
Курочка-рябушечка под крылом метет. Скользящее движение ребром ладони одой руки по другой.
Катя варит кашу для зверят своих. Большим пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.
За работу хвалит, с ложки кормит их. Поглаживаем правой рукой левую, затем протягиваем левую руку вперед (кормим зверей).
Червячок
Упражнение можно выполнять друг на друге или самостоятельно.
Вот эта ─ моя ручка, а это ─ кулачок. Показывают открытую ладонь левой руки, потом, потом сжимают ее в неплотный кулак.
А в кулачке завелся веселый червячок. Указательный палец правой руки просовывают в кулак левой, шевелят пальцами.
Он прыгнул на коленку, забрался на бочок.
И стал копать там норку противный червячок. Движение в соответствии с текстом.
По голове стол ползать, затылок щекотать. Движения в соответствии с текстом.
И даже моё ушко немножечко кусать. Указательным пальцем правой руки (червячок )оттопыриваем и отпускаем ушко.
Вот он пополз на спинке, по животу ползет. Движения в соответствии с текстом.
Материал подготовила учитель-дефектолог Грудько М. Г.
Смотрите также:
Игры, развивающие речевое дыхание
Игровые приёмы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков
Как относиться к речевым ошибкам детей?
Материал подготовила учитель-дефектолог Грудько М. Г.
Смотрите также:
Игры, развивающие речевое дыхание
Игровые приёмы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков
Как относиться к речевым ошибкам детей?
Комментариев нет:
Отправить комментарий