Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовлен-ности его к обучению в школе.
Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – на-ступает патология.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

      Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов артикуляции. Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

Кончик языка может опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), может подниматься за верхние зубы (звуки т, д, н), может прижиматься к альвеолам (звук л), может вибрировать под напором выдыхаемой струи воздуха (звук р).

Передняя часть спинки языка без участия кончика языка может подниматься к альвеолам, образуя с ними щель (звуки с, з, ц), может подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (звуки ш, ж, щ).
Средняя часть языка не так подвижна. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу, это движение необходимо при произнесении звука й и всех мягких звуков.
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (звуки к, г), или образовывать с ним щель, при образовании звука х.
Боковые края языка могут приподниматься, прижимаясь к внутренней поверхности коренных зубов, и не пропускать в бок выходящую струю воздуха (звуки с, з, ц, ш, ж, щ, ч, р), могут опускаться и пропускать воздушную струю (звук л).



Подвижность губ также играет значительную роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук у), могут округляться (звук о), растягиваьтся в улыбку (звуки и, ы). При произнесении звуков с, з, ц, л и др. губы должны слегка обнажать верхние и нижние зубы, выдвигаться чуть вперед при произнесении звуков ш, ж. Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, она активна, когда мы произносим звуки п, б, м, в, ф.


Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, это важно для отчетливого звучания гласных звуков.


Мягкое небо может опускаться, тогда выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и образует носовые звуки. Если мягкое небо поднято, то маленький язычок прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос. Так образуются все ротовые звуки.

При произнесении различных звуков каждый орган занимает строго определенное положение. Кроме того, в речи звуки произносятся один за другим и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение. Четкое произношение возможно только при согласованной, точной, скоординированной работе всех органов артикуляционного аппарата. Обычно комплекс упражнений, необходимый ребенку, подбирается индивидуально, в соответствии с его дефектом речи. 
Указания к выполнению артикуляционной гимнастики
     Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
     Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2 – 3 раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.
     За один сеанс выполнять не более трёх упражнений. Каждое упражнение повторять несколько раз, постепенно увеличивая количество повторений (5 – 10 – 15 раз) Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения результата используется зрительный контроль. После того, как ребёнок научиться выполнять движения, зеркало убирают. Темп выполнения упражнений постепенно увеличивают.     Гимнастику проводить в течение 3 – 5 минут.

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность — от простых упражне­ний к более сложным.
■  На начальном этапе упражнения выполняются в мед­ленном темпе, перед зеркалом.
■  Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10— 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
■  Зеркало можно убрать, когда ребенок научится пра­вильно выполнять движения.
■  Выполняется данный комплекс гимнастики несколь­ко раз в день.
■  Если для ребенка утомительно выполнять все упраж­нения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2—3 упражнения и выполнять их в течение занятия (если оно проводится специалистом) или в течение дня.
■  Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чай­ной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ре­бенку поднять язык вверх.
■  После освоения ребенком начального комплекса гим­настики рекомендуется постепенно добавлять упражнения с учетом индивидуальных дефектов произношения.

  Окошко
На счет «раз» широко от­крыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). 
       Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус дол­жен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.


Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

           Лягушка - хоботок
На счет «раз-два» чередо­вать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

      Лопатка
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

      Трубочка
Открыть рот, свернуть язык трубоч­кой. Длительно подуть в эту трубочку.

       Толстячок
1.  Надувание обеих щек одновременно.
2.   Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из од­ной щеки в другую).

                   Худышка
Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкну­тых губах.

                   Накажем непослушный язычок
Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, по­переменно высовывая и снова втягивая.

    Причешем язычок
Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Ши­рокий язык протискивается наружу меж­ду зубами так, что верхние резцы скоб­лят по верхней поверхности языка.

        Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик язы­ка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

    Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.





            Консультация подготовлена учителем-дефектологом Грудько Майей Георгиевной по          материалам Е.Н. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика".

Комментариев нет:

Отправить комментарий