Автоматизации звука Ш
Положение
органов артикуляции при произнесении звука: губы округлены и выдвигаются вперед, кончик языка приподнят к
альвеолам, но не касается их, боковые края языка плотно прилегают к верхним
коренным, зубы максимально сближены или сомкнуты. Воздушная струя теплая и
проходит посредине языка.
1. Автоматизация
звука Ш в слогах.
Цель: вырабатывать умение четко
произносить звук [ш] в прямых, обратных слогах и слогах со стечением
согласных.
ша-ша-ша
шо-шо-шо
шу-шу-шу
ше-ше-ше аш-аш-аш ош-ош-ош аш-уш-ыш уш-ыш-ош
уш-уш-уш ыш-ыш-ыш
иш-аш-ыш аш-ыш-ош |
ша-шу шу-ша
шо-шу шу-шо
шка-шка-шка шко-шко-шко шни-шни-шни шну-шну-шну
шку-шку-шку
шки-шки-шки шпа-шпа-шпа шпо-шпо-шпо
|
2.
Автоматизация звука Ш в словах.
1. Со звуком Ш в
начале слова: шаг, шагом, шапка, шакал, шаль, шалун, шахта, шахматы, шашка,
шов, шок, шум, шуба, шут, шутка, шутник, шум, шумный.
2. Со звуком Ш в середине слова: каша, наша, ваша, Маша, Миша, Наташа, Алёша, Катюша,
Даша, дышать, пушок, мешок, петушок, мышонок, большой, мишутка, ношу, кошу,
тушу.
3.
Со звуком Ш в конце слова: наш, ваш,
шалаш, кашка, чашка, башня, пашня, шашка, шахматы, букашка, окошко, кошка,
ноша, ладошка, душ, тушь, подушка, душа.
3.
Со стечением согласных в начале слова: шкаф,
школа, школьник, шкатулка, штаны, штанга, штамп, штаб, штык, штопка, штука,
швед, швея, швы, шпагат, шпалы, шпулька, шпилька, шляпа, шлюпка, шланг, шли,
шлем, шмель.
4. Со стечением согласных в конце слова: кошка, мошка, пушка, шишка, шашка, подушка, бабушка,
дедушка, ушко, окошко, пешком, кошки, мышки, шишки, шашки, камушки, подушки,
подошва, душно, вишня, башня.
Подскажи кого с кем рядом посадить, кто с кем дружит. Дружат те, чьи имена звучат очень похоже, в рифму. Соедини друзей стрелочками.
Рассели слова в
домики. Слова с Ш в начале слова посели в
домик в начале улицы, с Ш в середине слова — в домик в середине улицы, с Ш в
конце слова — в домик в конце улицы.Назови все слова,
скажи, где в слове ты слышишь звук Ш, проведи от слов стрелочки к
нужным домикам.
3. Автоматизация
звука Ш в словосочетаниях.
Большая башня. Пуховая
подушка. Вкусная вишня. Плюшевый мишка. Ушки на макушке. Пшеничная каша.
Шуршащие шторы.
4. Автоматизация
звука Ш в предложениях.
1.Швея шьёт на швейной машине. У Миши шлем. Мишины
штаны надо штопать. У дома вишня. На окне широкая штора. Миша и Маша ушли в школу.
Маша нашла в мешке шпагат. В нашей конюшне лошадь. У мамы шляпа с широкими
полями.
2. Мои книжки в шкафу. Мышка убегает от
кошки. У Миши шишка на макушке. В шахматах не хватает пешки. Кошка катает
катушку. У бабушки в шкатулке много катушек. Даша любит лепёшки и ватрушки.
Дедушка и бабушка хотят тишины. Миша уже школьник. Он ходит в школу.
3.Миша моет шею и уши. У машины новые шины. Машенька,
дай башенку. Тише, мыши, кот на крыше! У Шавки новый ошейник. Наташа, надень
галоши. Наташа сшила на машине кукле шапку.
4. Миша и дедушка играют в шашки. На опушке сидит
белый заюшка. Миша нашёл ландыши. Наташа и Паша любят книжки. На опушке стоит
шалаш. Даша и Маша построили большую башню.
5. Автоматизация звука Ш в стихах.
5. Автоматизация звука Ш в стихах.
В
деревне
Кошка – ушки на макушке –
Чутко дремлет на подушке.
А вокруг такая тишь –
Не шуршит под полом мышь.
У окошка петушок
Чешет ножкой гребешок.
Хрюшка хрюкает в кадушке:
«Не мешайте мне пичужки!»
Мишка.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(А.Барто)
* * *
Лягушка.
Вот лягушка на дорожке.
У неё озябли ножки.
Тёплые штаны.
6. Автоматизация
Ш в чистоговорках.
Ша-ша-ша – мы нашли малыша.
Ши-ши-ши – красивые ландыши.
Шо-шо-шо – я рисую хорошо.
Шу-шу-шу – дайте соску малышу.
Шу-шу-шу – письмо пишу.
Шу-шу-шу – я платком машу.
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Уш-уш-уш – принимаем душ.
Ыш-ыш-ыш – большой камыш.
7. Автоматизация
Ш в текстах.
Кошки-мышки.
Миша, Даша, Паша и Наташа играют в
кошки-мышки. Миша – кошка, а Паша – мышка.
- Мышка, беги от кошки, - командует Даша.
Паша бежит от Миши. Вот-вот кошка поймает мышку!
Даша
вышивает.
Даша вышивает бабушке подушку. На подушке
будут вышиты кошка и мышка. У кошки уже готовы шея и ушки.
Чьи башмачки?
Наши башмачки стоят на окошке. Прыгнула на
окошко кошка. Нюхает наши башмачки.
- Кыш, кыш, кошка! Не нюхай наши башмачки!
Кыш, кыш!
Кошка испугалась, толкнула башмачки.
Башмачки упали во двор. Лежат башмачки на земле и плачут: «Где же наши ножки?
Кто же побежит по дорожке?» Подошла к башмачкам девочка. Вот где наши ножки!
Вот где теперь башмачки!
Каша (цепной текст)
Послушай рассказ Шипелочки о вкусной каше. Перескажи его, опираясь на картинки, тебе помогут стрелочки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий