Автоматизации звука Ш

Положение органов артикуляции при произнесении звука: губы округлены и выдвигаются вперед, кончик языка приподнят к альвеолам, но не касается их, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным, зубы максимально сближены или сомкнуты. Воздушная струя теплая и проходит посредине языка.





1.    Автоматизация звука Ш в слогах.
Цель: вырабатывать умение четко произносить звук [ш] в пря­мых, обратных слогах и слогах со стечением согласных.
ша-ша-ша        
шо-шо-шо  
шу-шу-шу       
ше-ше-ше           аш-аш-аш              ош-ош-ош           аш-уш-ыш           уш-ыш-ош
   уш-уш-уш                 ыш-ыш-ыш         
   иш-аш-ыш           
   аш-ыш-ош   
           
ша-шу                  шу-ша
шо-шу                  шу-шо
шка-шка-шка         шко-шко-шко     шни-шни-шни    шну-шну-шну
шку-шку-шку         шки-шки-шки    шпа-шпа-шпа      шпо-шпо-шпо

          
2. Автоматизация звука Ш в словах.
1. Со звуком Ш в начале слова: шаг, шагом, шапка, шакал, шаль, шалун, шахта, шахматы, шашка, шов,  шок,  шум, шуба, шут, шутка, шутник, шум, шумный.
2.  Со звуком Ш в середине слова: каша, наша, ваша, Маша, Миша, Наташа, Алёша, Катюша, Даша, дышать, пушок, мешок, петушок, мышонок, большой, мишутка, ношу, кошу, тушу.
3. Со звуком Ш в конце слова: наш, ваш, шалаш, кашка, чашка, башня, пашня, шашка, шахматы, букашка, окошко, кошка, ноша, ладошка, душ, тушь, подушка, душа.
3. Со стечением согласных в начале слова: шкаф, школа, школьник, шкатулка, штаны, штанга, штамп, штаб, штык, штопка, штука, швед, швея, швы, шпагат, шпалы, шпулька, шпилька, шляпа, шлюпка, шланг, шли, шлем, шмель.
4.    Со стечением согласных в конце слова: кошка, мошка, пушка, шишка, шашка, подушка, бабушка, дедушка, ушко, окошко, пешком, кошки, мышки, шишки, шашки, камушки, подушки, подошва, душно, вишня, башня.


Подскажи кого с кем рядом посадить, кто с кем дружит. Дружат те, чьи имена звучат очень похоже, в рифму. Соедини друзей стрелочками.


Рассели слова в домики. Слова с Ш в начале слова посели в домик в начале улицы, с Ш в середине слова — в домик в середине улицы, с Ш в конце слова — в домик в конце улицы.Назови все слова, скажи, где в слове ты слышишь звук Ш, проведи от слов стрелочки к нужным домикам.



3. Автоматизация звука Ш в словосочетаниях.
Большая башня. Пуховая подушка. Вкусная вишня. Плюшевый мишка. Ушки на макушке. Пшеничная каша. Шуршащие шторы.

4. Автоматизация звука Ш в предложениях.
1.Швея шьёт на швейной машине. У Миши шлем. Мишины штаны надо штопать. У дома вишня. На окне широкая штора. Миша и Маша ушли в школу. Маша нашла в мешке шпагат. В нашей конюшне лошадь. У мамы шляпа с широкими полями.
        2. Мои книжки в шкафу. Мышка убегает от кошки. У Миши шишка на макушке. В шахматах не хватает пешки. Кошка катает катушку. У бабушки в шкатулке много катушек. Даша любит лепёшки и ватрушки. Дедушка и бабушка хотят тишины. Миша уже школьник. Он ходит в школу.
3.Миша моет шею и уши. У машины новые шины. Машенька, дай башенку. Тише, мыши, кот на крыше! У Шавки новый ошейник. Наташа, надень галоши. Наташа сшила на машине кукле шапку.
4. Миша и дедушка играют в шашки. На опушке сидит белый заюшка. Миша нашёл ландыши. Наташа и Паша любят книжки. На опушке стоит шалаш. Даша и Маша построили большую башню.

5. Автоматизация звука Ш в стихах.
                В деревне
Кошка – ушки на макушке –
Чутко дремлет на подушке.
А вокруг такая тишь –
Не шуршит под полом мышь.
У окошка петушок
Чешет ножкой гребешок.
Хрюшка хрюкает в кадушке:
«Не мешайте мне пичужки!»
Мишка.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
                           (А.Барто)
                 * * *
Лягушка.
Вот лягушка на дорожке.
У неё озябли ножки.
Тёплые штаны.
                         (С.Маршак)






6. Автоматизация Ш в чистоговор­ках.
Ша-ша-ша – мы нашли малыша.
Ши-ши-ши – красивые ландыши.
Шо-шо-шо – я рисую хорошо.
Шу-шу-шу – дайте соску малышу.
Шу-шу-шу – письмо пишу.
Шу-шу-шу – я платком машу.
Ши-ши-ши – что-то шепчут ка­мыши.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Уш-уш-уш – принимаем душ.
   Ыш-ыш-ыш – большой камыш.

7. Автоматизация Ш в текстах.
Кошки-мышки.
   Миша, Даша, Паша и Наташа играют в кошки-мышки. Миша – кошка, а Паша – мышка.
   - Мышка, беги от кошки, - командует Даша. Паша бежит от Миши. Вот-вот кошка поймает мышку!
Даша вышивает.
   Даша вышивает бабушке подушку. На подушке будут вышиты кошка и мышка. У кошки уже готовы шея и ушки.
Чьи башмачки?
   Наши башмачки стоят на окошке. Прыгнула на окошко кошка. Нюхает наши башмачки.
   - Кыш, кыш, кошка! Не нюхай наши башмачки! Кыш, кыш!
   Кошка испугалась, толкнула башмачки. Башмачки упали во двор. Лежат башмачки на земле и плачут: «Где же наши ножки? Кто же побежит по дорожке?» Подошла к башмачкам девочка. Вот где наши ножки! Вот где теперь башмачки!        
Каша (цепной текст)
Послушай рассказ Шипелочки о вкусной каше. Перескажи его, опираясь на картинки, тебе помогут стрелочки. 



Консультация подготовлена учителем-дефектологом Грудько Майей Георгиевной 











                    

Комментариев нет:

Отправить комментарий