Методические рекомендации педагогам по формированию культуры речевого общения


Методические рекомендации педагогам

 по формированию культуры

речевого общения


  При построении работы по формированию культуры речевого общения  учитывайте возрастные особенности детей.
  Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:
-          Регламентированной;
-          Совместной педагога с детьми;
-          Самостоятельной деятельности детей.
  Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:
ü В регламентированной деятельности: беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;
ü В совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок-перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм- драматизациям;
ü В самостоятельной деятельности детей: играм парами, ролевым играм, играм-драматизациям.
  Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:
ü Индивидуальные беседы;
ü Консультации;
ü Круглый стол;
ü Родительские собрания;
ü Анкетирование.
  Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.
  Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:
ü Обращайтесь по имени;
ü Занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
ü Используйте тактильное прикосновение.
   Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.
  Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности.
ü Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у них дискомфорт.
ü Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога.
ü Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов.
ü Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.
ü Постарайтесь избавиться от слов-"паразитов" ("ну", "значит", "в общем", "так" и т. д.).
ü Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.
Помните, что у ребенока дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через игровые упражнения, тематические игры. Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрацию расположенности к нему": спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.
Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.
Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.
Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, как  пример для подражания,  разъяснение,  поощрение, комплименты.
Умейте анализировать процесс общения.
Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.

Литература:
1.       Боровская, И.К. Учимся рассказывать и говорить правильно: учеб. наглядное пособие для педагогов учреждений, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / И.К. Боровская. — Минск: Нар. асвета, 2013.
2.         Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи: о детях с рождения до шести лет / А.С. Герасимова. — М.: Айрис-Пресс, 2002.
Подготовила учитель-дефектолог Грудько М. Г.

смотрите также:







Комментариев нет:

Отправить комментарий