Речевые нарушения детей дошкольного возраста


Речевые нарушения детей дошкольного возраста
Речевые нарушения делятся на устные и письменные. Письменные — это наруше­ния чтения (дислексия) и письма (дисграфия). О них можно говорить с начала обу­чения в школе. До школы — только об их предпосылках и нарушениях устной речи. Самые частые нарушения дошкольни­ков — это алалия, дизартрия и дислалия.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и интеллектом. Это сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование как звуковых, так и смысловых сто­рон речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой расстройство, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Часто ОНР препятствует усвоению учебной программы дошкольного образования. Дети с ОНР составляют значительную часть категории детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которые обучаются по соответствующей программе специального образования (в данном случае — на уровне дошкольного образования).
В ОНР включаются наиболее сложные речевые расстройства (алалия и др.) в том случае, если у детей обнаруживается недоразвитие всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. К детям дошкольного возраста с ОНР, которые обучаются по программе специального образования, относятся дети с алалией; ринолалией и дизартрией, осложненными ОНР, а также дети с неосложненным вариантом ОНР, препятствующим усвоению материала общеобразовательной программы.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей с первично сохранным слухом и интеллектом вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Ди­агноз «алалия» чаще всего ставят трёх­леткам, которые до 3 лет «молчали». Такие детки нуждаются в ре­гулярных занятиях с учителем-дефектологом по разви­тию всех компонентов речи: понимание речи, улучшение грамматики, обогаще­ние словаря, произношение.
Прогноз. Может быть разный, исходя из особенностей ребёнка, но положитель­ная динамика всегда прослеживается.
Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового) недоразвития. В большинстве современных исследований принято разделение алалии на две основные формы: моторные (экспрессивные) и сенсорные. Однако такое деление несколько условно, чаще алалии носят смешанный характер.
Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера. Проявление языковых симптомов у разных детей с алалией колеблется от полного отсутствия экспрессивной речи или наличия в ней лишь единичных элементов языковой системы (отдельных слов, звуков, флексий и др.) до незначительных нарушений в какой-либо одной из подсистем языка (в синтаксической, морфологической, лексической, фонематической).  Последнее обычно характерно только для детей школьного возраста.
Сенсорная алалия — нарушение понимания речи вследствие повреждения речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Дети с сенсорной алалией встречаются довольно редко, поэтому распознавание и дифференциальная диагностика сенсорной алалии с другими видами нарушений затруднена. У детей с сенсорной алалией имеет место многообразие проявлений недостатков понимания речи. В тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы неречевого характера. В других случаях понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Некоторые дети относительно легко выполняют требуемое простое задание, но при этом не понимают слова инструкции вне конкретной ситуации, т. е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов. Грубо искажена и малопонятна для окружающих и экспрессивная речь. В первую очередь нарушается  структура слова, звуки произносятся искаженно, плохо поддаются коррекции из-за отсутствия слухового контроля за собственной речью, отмечается отчуждение смысла слов. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов — логоррея. В целом речь ребенка с сенсорной алалией характеризуется повышенной речевой активностью на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью.

Дизартрия.
Есть повод для беспокойства, если:
·                Речь ребенка непонятная, смазанная.
·               Нарушено произношение многих звуков, иногда даже гласных.
·               Вялая, неточная артикуляция звуков.
·     Ребенок не может выполнять многие, порой неосложненные движения артикуляционных органов – надуть щеки, высунуть язык, поднять его вверх.
·               Отмечается обильное слюнотечение (гиперсаливация)
·       Голос «затухает», становится тише или глуше к концу фразы; возможны внезапные вскрики.
Все эти симптомы чаще связаны с дизартрией. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное параличом мышц речевого аппарата. У детишек наблю­дается смазанная речь — «каша во рту». Дети-дизартрики отказываются от груд­ного вскармливания и позже — от твёр­дой пищи, так как нужно прикладывать большие усилия, чем при сосании из бу­тылочки и потреблении протёртых про­дуктов. Часто наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с появле­нием зубов. Некоторые дети с рождения наблюдаются у невролога и имеют не­врологическую симптоматику.
Прогноз. При одновременном медика­ментозном лечении и занятиях с учителем-дефектологом удаётся добиться положительной динами­ки. 
!!!  Важно:
Какое бы логопеди­ческое нарушение не было у ребёнка, во многом эффектив­ность его коррекции зависит от желания родителей улучшить речь чада. Регуляр­ность занятий с учителем-дефектологом обязатель­но нужно подкреплять домашними трени­ровками. Взрослые должны искренне верить в успех ребёнка. Вовремя исправлен­ная речевая патоло­гия не выльется в со­циальную проблему общения и ошибки на письме в школе.
Литература:
1.    Н.Н.Баль. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования реализующих образовательную программу спец.образования на уровне дошкольного образования/Н.Н.Баль, Н.В.Дроздова –Минск: Народная асвета, 2015-111с.
2.    Пятница Т.В. Речевые нарушения у детей. Скороя логопедическая помощь/Т.В. Пятница. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2011. – 336с.
3.       Журнал «Супермама. Спецвыпуск» № 2 / 10, июнь 2012г.
Консультацию подготовила учитель-дефектолог
Грудько Майя  Георгиевна.



Комментариев нет:

Отправить комментарий